ТЕРМИНЫ 'Царство', 'Царство Божие', 'Царство Небесное'
были хорошо знакомы евреям времен Иисуса, поскольку и в Ветхом Завете
та же самая божественная реальность часто описывается в похожих
терминах (особенно в книге Даниила, некоторых Псалмах и в книге пророка
Исаии). Евреи имели правильное представление относительно местоположения Небесного Царства, но ошибочно понимали его природу. Поэтому Иисус раскрывает истинную природу Царства в целой серии притч
(Мф.13:24-47). Евреи были уверены, что обетование о Царстве принадлежит
им только потому, что они родились евреями, т.е., потомками Авраама.
Христос же объяснял, что обетование дается на условии покаяния и послушания и не зависит от национальной принадлежности (Мф.8:11,12). В
понимании авторов Ветхого Завета Царство Божье должно быть установлено
на земле (Дан.2:35,44; Мих.4:7), а верные Богу Израильтяне будут
подданными этого Царства (Дан.7:22,27; Втор.7:6; Исх.19:6). Но если они
отступят от Бога, они утратят право наследования, а их места в Царстве
Божьем будут заняты уверовавшими язычниками (Мф.13:28,29).
Представление о праздничном ужине в момент установления этого Царства
было хорошо знакомо плотским потомкам Авраама, но им необходимо было
понять: чтобы участвовать с Авраамом в 'брачной вечере Агнца'
им необходимо стать духовными детьми Авраама (духовным Израилем),
возродившись свыше от духовного семени - слова Божьего (1Пет.1:23,3,4). Тот факт, что Царство изначально принадлежало Израилю, ясен из следующих текстов: Деян.1:6; Лук.1:33; Мар.11:6. Но 'свои'
не приняли Царя (Иоан.1:11), поэтому Бог отверг их как нацию (Мф.21:43)
и образовал и призвал духовный Израиль, состоящий из уверовавших во
Христа иудеев и язычников (Еф.2:12,13,18,19), рожденных от Бога
(Иоан.1:12,13) или оживотворенных со Христом (Еф.2:5). Эта группа
людей, именуемая также Церковью, воскреснув со Христом, была посажена с
Ним на небесах (Еф.2:6), хотя физически они находились на земле (не
сказано 'посадит', но 'посадил'). Точно так же верующие праведники духовно уже находятся
в Царстве Христа (так как благодать царствует в их сердцах (Рим.5:21)),
хотя физически они еще здесь, на грешной земле. Поэтому-то Христос и
сказал: 'Царство Божие внутри вас' (Лук.17:21). Слово 'внутри' - по-гречески 'энтос'. От этого наречия образовано существительное со значением 'внутренность, внутренности'. Греческое словосочетание 'энтос эауту эйнай' дословно означает 'быть внутри самого себя' в смысле 'быть в сознании, владеть собой'. Таким образом, Иисус утверждает, что наступление царства Божьего для его подданных означает присутствие этого Царства в их сознании и мыслях. Такими людьми владеет Дух Божий (Рим.8:14,11), благодать Христа воцарилась на престоле их сердец (Рим.5:21). Это царство называется Царством благодати
(Евр.4:16). Только в этом случае они смогут участвовать со Христом и с
Авраамом в совместной трапезе, когда Царство Божие придет во славе (Лук.13:29; 14:15; 22:30; Мф.25:31). Это царство называется Царством славы. В
понимании иудеев столицей этого Царства должен быть Иерусалим,
находящийся на горе Сион (Ис.2:3; Зах.14:4,9; Лук.19:11). Так оно в
действительности и будет, когда уже на Новой земле в Новый Иерусалим
войдут воротами (Отк.22:14) те, кто имеют характеристики принадлежности
к Царству Божьему - 'праведность, мир и радость во Святом Духе' (Рим.14:17). Сравните эту мысль с Евр.7:2,3, где о Христе говорится как о Царе праведности
и мира. Именно эта Новая земля и город были обещаны Аврааму и семени
его в наследие (Евр.11:10). Такое вполне реальное Небесное Царство на
Новой земле ничего общего не имеет с мистическим потусторонним миром,
куда, по представлениям некоторых христиан, уходят духи, то ли умерших,
то ли оживших. А 'Небесным' оно названо потому, что сходит с неба и имеет небесную духовную атмосферу и небесные нравственные принципы, отображенные в притчах Христа о Царстве. Все авторы Нового Завета, и в особенности апостол Павел, связывают наступление Царства Божьего с тройным обетованием (обещанием), которое Господь дал Аврааму: о народе, о земле и о Мессии-Спасителе
(Быт.12:1-3). В основание своей аргументации, подтверждающей факт
наступления Царства Божьего (Царства благодати), он ставит это
обетование, выстраивая на нем все дальнейшие доказательства. Суть их
сводится к тому, что Бог исполнил это обетование в Иисусе из Назарета, Который создал искупленный народ завета - истинное семя Авраама, и завещал им в наследие Новую землю.
Христос пошел приготовить им место на брачном пире (Иоан.14:2;
Мф.22:8), или, пользуясь терминологией Откровения, новый город
Иерусалим (Отк.21:2). И когда Он вернется с тьмами святых ангелов, это
наследие, хранящееся на небесах для побеждающих (1Пет.1:4; Отк.21:7), спустится на землю (Отк.21:2). Об этом же наследии можно прочитать в Гал.4:26,27; Ис.54:5; 52:1 и Евр.12:22. В
таблице, приведенной ниже, помещены ссылки на библейские тексты,
благодаря которым можно увидеть четкую последовательность изложения и
ход мысли авторов Нового Завета в представлении ими основной темы
Священного Писания. После частичного исполнения обетования в истории
народа Израиля наступило время для полного исполнения этого обетования
в Иисусе Христе, которое завершится пришествием Христа и Тысячелетним
Царством. Фактически, частичное исполнение обетования являлось прообразом, символически указывавшим на полное исполнение этого обетования в будущем. Таблица составлена с расчетом на внимательное самостоятельное исследование. 'Ибо все обетования Божии в Нем 'да' и в Нем 'аминь' (2Кор.1:20). Библейские тексты Обетование | Деяния | Римлянам | Галатам | Евреям | Прочие книги | А1. Произвести от Авраама великий народ | 13:17 | 9:9 | 4:23 | 11:11,12 | Еф.6:13,14 | Б1. Дать ему и семени его в наследие землю Ханаан | 13:19 7:5,17 | 9:4 | 4:30 | 3:18 11:8 | - | В1. Послать Мессию-Спасителя, Который искупит наследие Авраама | 13:23,32 26:6 | 9:5 | 3:16,13 | 11:17-19 | Лк.1:55 | А2. Создать Церковь - народ Божий Нового Завета | 13:43-48 3:25 | 9:4,25,26 4:16-18 | 3:8,29 4:28 | 2:11-16 4:9,10 | Еф.3:6; 5:23 | Б2. Дать духовному семени Авраама в наследие Новую землю | 13:47 | 9:27,28 4:13 | 5:21 | 4:1,2 6:7,18 11:10,16 | Мф.5:5 2Пе.3:13 Отк.21:7 | В2. Даровать им жизнь вечную через веру в искупительную жертву Христа | 13:38,39 | 9:33 4:23-25 | 3:22, 29 | 9:15 10:19,20 | Тит.3:7 1Ин.2:25 | Г. Излить Святой Дух как залог вечного наследия верующих | 13:52 1:4 2:33,39 | 8:14-17 5:5 | 3:14 | 2:4 | Лк.24:49 Тит.3:5 Еф.1:13,14 | Как
видно из таблицы, обетование вечной жизни, данное Аврааму, и обетование
об излитии Святого Духа - это не два разных обетования, а скорее две составляющих одного обетования. Оно принадлежит не одной какой-то небольшой группе людей (например, численностью в 144 тысячи), но всем 'дальним, кого ни призовет Господь'
(Деян.2:39). Кстати, здесь Петр цитирует слова из книги пророка Иоиля 2
глава 32 стих. Иоиль объединяет обетования об излитии Духа, о
наступлении дня Господня и об избавлении в Иерусалиме - столице
грядущего Царства. Повторимся: это обетование принадлежит всем верующим. Несколько
пояснений к таблице. В 47 стихе 13 главы книги Деяния апостолов Павел
цитирует пророка Исаию, 49 главу 7 стих. Прочитав этот стих в
контексте, мы увидим, что вечная обитель всех спасенных - это Новая земля.
Кстати, 10 стих этой главы цитируется в Откровении 7:16,17. Точно к
такому же выводу мы сможем прийти, если обратим внимание, что
Рим.9:27,28 - это тоже цитата пророка Исаии, только 10 главы 22 и 23
стихов. И здесь также понять мысль автора нам помогает контекст главы.
Так, после описания полного уничтожения нечестивых в 10 главе, в 11
главе мы встречаем знаменитое описание счастливого и мирного жилища
искупленных опять-таки на Новой земле ('на всей святой горе Моей' - 9 стих). Павел не случайно цитировал именно Исаию. В послании к Галатам Павел 11 раз использует слово 'обетование' и 6 раз - слово 'наследник, наследие'.
И хотя о наследовании Царства Божьего говорится лишь однажды (в 5 главе
21 стихе), из общего контекста послания понятно, что именно это
обетование и было дано Аврааму. И, наконец, послание к Евреям. В 4 главе проводится параллель между возможностью частичного исполнения обетования, данного народу Израиля - на условии веры обрести Божий покой на обетованной земле (Ханаанской), и между возможностью полного исполнения этого обетования, благодаря служению Иисуса, как Первосвященника - верой войти в покой Его на обетованной Новой земле (Небесный Ханаан). Суббота является символом Божьего покоя, который уже имеют уверовавшие во Христа здесь, в этом мире, и будут иметь в мире грядущем. 7 стих 6 главы послания есть не что иное, как пересказ своими словами
Ис.55:10,11. И снова нам на помощь приходит контекст. Совершенно
очевидно, что как контекст главы, так и контекст всей книги
свидетельствуют о восстановленном Рае на Новой земле благодаря Рабу
Божьему Давиду, Отрасли от корня Иессея. Кстати, Слово Божье, Которое в
Ис.55:11 персонифицировано, то есть, наделено качествами личности,
будет 'Господу именем, вечным знамением неистребимым'. Это буквальный перевод 13 стиха. Тот, кто умеет читать в оригинале, сразу заметит, что слово 'это' в 13 стихе правильнее перевести 'Оно', то есть, 'Слово' из 11 стиха. В Откр.5:10 ясно сказано, что это Царство будет на земле. Невозможно понимать этот текст в смысле 'царствовать с неба над землей', так как это противоречит всему контексту как книги Откровение, так и всей Библии. Словосочетание 'царствовать над кем-либо, над чем-либо'
подразумевает обязательное физическое присутствие царя среди своего
народа (Отк.17:18; 2Цар.8:15; 2Пар.22:12 (Гофолия царствовала над
землей)). То же самое справедливо даже в отношении Бога как Царя, восседающего на престоле во святилище (как небесном [Исх.15:17,18; Ис.66:1], так и земном [1Цар.8:7; 1Пар.16:29,31]. (В последнем стихе слово 'святыни' правильнее будет перевести как 'святилища'). Тот факт, что в эпоху Ветхого Завета Бог царствовал (или обитал, жил) как на небе в небесном святилище, так и в земной скинии, или храме, а также в сердцах богобоязненных и кротких людей, становится очевидным из сравнения Ис.66:1,2; 57:15; 1Пар.28:2 и 6:31. (В 31 стихе в оригинале стоит слово 'покой, успокоение'; перевод 'поставления в нем' неточен). При внимательном прочтении этих текстов становится ясным, что, Бог обитал как бы в трех измерениях: 1) 'на высоте небес' (небесный храм), 2) 'во святилище' (земной храм), 3) 'с сокрушенными духом' (тело человека - храм; сравни 1Кор.6:19). В земном святилище Бог зримо присутствовал в облаке славы над крышкой ковчега завета. Что же имел в виду Иисус, говоря: 'приблизилось Царствие Божие'? (Мар.1:15). Или: 'достигло до вас (пришло на вас - буквальный перевод) Царствие Божие' (Лук.11:20)? Или: 'когда вы увидите то сбывающимся, знайте, что близко Царствие Божие' (Лук.21:31)? В первых двух отрывках говорится, что пришло время, когда Царь-Мессия (Спаситель, Семя жены, Архангел Михаил) пришел в мир, чтобы поразить змея в голову (Быт.3:15; Кол.2:15) и низвергнуть дракона
(Отк.12:9). Это совершилось на Голгофе. Со времени грехопадения это был
очень важное и самое значительное событие на пути полного установления
Царства Божьего на земле (о чем сказано в третьем отрывке - Лук.21:31).
Наступление Царства значительно приблизилось. От того, как люди
откликаются на это событие, зависит их участь. Те, кто принимает Иисуса
и Его заповеди (Иоан.14:21), войдут в Царство (2Пет.1:11), пусть даже и
через скорби (Деян.14:22). Фактически, они уже находятся в атмосфере Царства, так как Христос, как Царь, Духом Святым живет в них (Иоан.14:23,26) и уже сделал их Царством (Отк.1:6). Иоанн уже был соучастником в Царстве Агнца (9 стих). 'Нищие' уже имеют Царство (Лук.6:20). Дети уже находятся в Царстве
(Мар.10:14). В Царстве благодати. Те же, кто отвергают весть о
приближении Царства и не принимают Царя, остаются в царстве греха
(Рим.5:17,21) и дьявола (Отк.9:11). Об их погибели также говорится, как
будто она уже совершилась. В 1Фес.2:16, например, используется глагол 'эфтасен' - то же самое слово, что и в Лук.11:20 - 'достигло, пришло'. Более того, он стоит в прошедшем времени. Не в будущем и даже не в настоящем (как в Синодальном переводе), а именно в прошедшем, несмотря на то, что гнев еще в полной мере не пришел на грешников. Это произойдет тогда, когда Господь убьет явлением Своего пришествия 'человека греха' (2Фес.2:8) и установит Свое вечное Царство (Отк.11:15-17), уничтожив царства этого мира огнем (2Пет.3:10,12), дьявола сковав цепью обстоятельств на разрушенной земле (Отк.20:2), а всех живых и умерших праведников взяв
в Свое 1000-летнее Царство на небо в Новый Иерусалим (Отк.20:4),
который через 1000 лет спустится на землю. И тогда, в соответствии с
написанным в небесных книгах, будут осуждены на мучения вместе с
дьяволом в озере огненном те, кто не воскрес при первом воскресении
(10,13 стих). После того, как огонь геенны сделает свое дело, Бог
сотворит Новое небо и Новую землю. Новый Иерусалим, который спустится с неба (Отк.21:2), будет столицей Новой земли, и в нем будет престол Царства Бога и Агнца (3 стих). Несколько слов относительно Отк.5:10. В этом тексте мы встречаем словосочетание 'эпи тес гес' - 'на земле'. Общий контекст книги Откровение позволяет сделать только один вывод: фраза 'на земле' означает именно 'на земле', в буквальном смысле этого слова. В списке, приведенном ниже, указаны все случаи употребления этой фразы в книге Откровение, но особенно интересны те из них, где небо и земля рассматриваются как ДВА РАЗНЫХ МЕСТА: Отк.3:10; 5:3,10,13; 6:10; 8:13; 10:2,5,8; 7:1; 13:8,14; 14:6; 16:18; 17:8; 18:24. Как мы видим, нигде эта фраза не имеет значение 'на небе', 'над землей', и Отк.5:10 не исключение. Будет ошибкой применять все характеристики и атрибуты земного царства к Небесному. Это очевидно из слов Христа, записанных в Иоан.18:36. Земное царство, как правило, имеет 1) царя, 2) вельмож (придворных, правительство), 3) армию, 4) суд (иногда), 5) подданных (крестьян и ремесленников, т.е., слуг царя), 6) священнослужителей и т.д. В нем существует определенная иерархия. Но в Небесном Царстве все совершенно иначе. Во-первых, там все являются слугами
(как Царю, так и друг другу): Мф.20:26,27; Отк.22:3. И даже Сам
Господь, показав пример в Своей земной жизни (Иоан.13 глава), будет
вечно служить Своим слугам в Своем вечном Царстве (Лук.12:37).
Во-вторых, там все святые праведники будут судьями: Отк.20:4; Мф.19:27-29 (в 29 стихе Христос говорит, что не только 12 учеников, но и 'всякий, кто оставит', как и 12 учеников оставили (27 стих), также наследует жизнь вечную и будет участвовать в суде). См. 1Кор.6:23. 'Судить' в этих текстах означает не 'управлять', а 'выносить приговор'. Сравните Иез.18:30; Пс.49:3,4,7,16,21 и др. Статус судей останется за ними и после того, как будет вынесен последний приговор. В-третьих, там все являются воинами,
или армией, Христа. Разумеется, после всех сражений с силами тьмы и
последней битвы Армагеддон, где они выступали на стороне вождя воинства
Господа (Отк.19:11,14,19), они уже не будут участвовать в войнах, так как войн, ни буквальных, ни духовных, уже не будет. Однако они навсегда останутся воинством Господа, Его армией. В-четвертых, там все являются священниками, хотя не будет никого, кто нуждался бы в услугах священника, так как не будет греха. Но они навсегда сохранят статус священников, так как результаты их 'священнодействия' будут вечными (Рим.15:16; 1Пет.2:5; Отк.1:6; 5:10; 20:6). Наконец, в-пятых, все они точно так же навечно сохранят возвышенный и прославленный статус царей, хотя не будет никого, над кем они могли бы царствовать в буквальном, земном смысле этого слова. Речь лишь идет о том, что КАЖДЫЙ ПОДДАННЫЙ ЦАРСТВА БОЖЬЕГО БУДЕТ НАВЕКИ ВОЗВЕЛИЧЕН ДО ПОЛОЖЕНИЯ ЦАРЯ, т.е., будет иметь царское достоинство (Зах.12:8), и даже ангельское достоинство (Лук.20:36). Все это становится возможным благодаря непостижимой любви и величайшей жертве Слуги Божьего, Судьи живых и мертвых, Вождя небесного воинства, великого Первосвященника над домом Божиим и Царя царей. Все, кто находится во Христе, имеют в Нем этот статус и наследуют Царство (Мф.25:34) на земле (Мф.5:5), заключив с Богом завет (Лук.22:29; Евр.9:15-18) (греческое слово 'диатеке' можно перевести как 'завет' и 'завещание').
Библия описывает отношения Бога с Его народом только в рамках завета,
заключенного с каждым индивидуально. Так как без пролития крови не
бывает прощения (Евр.9:22), те, кто войдет в Царство, должны быть омыты
кровью Христа (Отк.7:14), кровью завета (Евр.10:29), а значит, находиться в отношениях завета с Богом через Христа, как Ходатая завета. А это есть завет на Небесное Царство.
|