Сайт библейского богословия
Меню сайта

Послание к Колоссянам содержит одно из самых величественных и многогранных описаний возвышенного положения (статуса) Сына и характера Его миссии и служения. Оно начинается с 13 стиха с упоминания о пребывании верующих в Царстве Сына любви Божьей. И сразу же Павел раскрывает причины, на основании которых Сын по праву занимает это царственное положение (1:15-18), а также Его служение примирения, дающее Ему право принять святых в Свое царство (1:14,19-23). Если одной фразой попытаться выразить суть всего отрывка (13-23 ст.), то она будет звучать так: СЫН - ЦАРЬ ПО ПРАВУ ТВОРЕНИЯ И ПО ПРАВУ ИСКУПЛЕНИЯ.

 
 

Чтобы понять мысль апостола, необходимо отдельно рассмотреть каждую фразу как в контексте послания, так и в контексте всего Писания.

 

 

 

Образ Бога невидимого.

 

Эта фраза (как и почти тождественная фраза в 2Кор. 4:4) является явной ссылкой на кульминацию процесса сотворения Богом нашего мира: на сотворение человека, описанное в 1-й и 2-й главах книги Бытие. При творении мира невидимый Бог-Отец имел Посредника, Его видимый Образ. Каждый автор Писания выражает эту чрезвычайно важную мысль по-разному. МОИСЕЙ, написавший книгу Бытие, делает это посредством использования множественного числа глагола «сотворим» и местоименного суффикса «Нашему». Отец не был одинок, когда творил наш мир и человека в нем. Рядом с Ним был Тот, Кто является Его Образом, то есть, полным выражением Его характера. Как слова человека видимым образом выражают его невидимые мысли, как внешность человека (особенно выражение его лица и глаз) и его поведение (поступки) видимым образом отражают его невидимый внутренний мир, его характер, так и Сын является видимым Образом, видимым выражением полноты характера невидимого Отца.

 

Об этом же говорит и такой текст, как Ин. 1:18 и отчасти 1Тим. 6:16. Конечно, весь тварный мир, особенно венец творения - человек, также является видимым отражением невидимых качеств Бога, но в значительно меньшей степени (Рим. 1:20). Человек отражает Образ Бога подобно тому, как зеркало лишь отражает выражение лица и глаз человека, смотрящего в него. Если Сын Сам является Образом Бога, то человек лишь сотворен в соответствии с этим Образомпо Образу Божьему»). Зеркало сотворено, чтобы отражать образ человека, оно не обладает природой, свойственной личности человека, в то время как личность человека и его внешний облик (образ) представляют собой единое и неразрывное целое.

 

Книга ПРИТЧ, следуя этой же фундаментальной библейской концепции, изображает невидимого Бога посредством видимого проявления важнейшего из Его личностных качеств - Мудрости. Мудрость в книге Притч, выполняя роль Посредника в сотворении мира, органически сочетает и совмещает в Себе как превосходную степень Разума Божьего, так и полноту его благости и чистоты.

 

И, наконец, ИОАНН, следуя еврейской традиции, использует для описания видимого Посредника невидимого Бога термин Logos - Слово. Как посредством слова человека видимым образом выражаются его невидимые мысли, так и посредством Слова был осуществлен замысел Бога по сотворению нашего мира. В процессе сотворения мира Слово (Logos) выполняло активную функцию со-Творца. Именно со-Творца, так как сама роль Посредника предполагает активное участие в сотворении (обсуждение существующего возражения против этого факта смотрите здесь).

 
 

Вернемся к посланию к Колоссянам. Теперь мы готовы сделать важный вывод: фраза «Образ Бога невидимого» указывает на Его АКТИВНУЮ роль в процессе сотворения человека.

 

 

 

Первенец всего творения.

 

Сначала хотелось бы разъяснить смысл словосочетания «все творение» (в Синодальн. перев. - «вся тварь», «все создание»). Что оно включает в себя? И вообще, что включает в себя само слово «творение»?

 

При рассмотрении каждого случая использования этого слова (или фразы) вырисовывается следующая картина. В зависимости от контекста это слово (фраза) может означать пять различных групп сотворенных живых существ или предметов:

 

1)    Человеческий род: Мк. 16:15; Мф. 19:4; Мк. 10:6; 1Кор. 11:9; Евр. 4:13; 1Пет. 2:13; 4:19; Кол. 1:23.

 

2)    Человек и животные: Рим. 1:25.

 

3)    Животный и растительный мир: Иак. 1:18 (возможно); 1Тим. 4:3,4; Рим. 8:19-22; Отк. 8:9; 5:13.

 

4)    Земля небо, море, и все, что в них, то есть, весь мир (kosmos): Отк. 4:11; 10:6; 2Пет. 3:4; Мк. 13:19; Рим. 1:20; Еф. 3:9.

 

5)    Духовный мир (не путать с миром духов), то есть, Церковь: Еф. 2:10,15; 4:24; 2Кор. 5:17; Гал. 6:15; Кол. 3:10.

 

6)    Все мироздание (включая также время и пространство и духовных существ - мир духов): Рим. 8:39.

 
 

Спорные тексты Кол. 1:16 и Отк. 3:14 умышленно не были включены ни в одну из групп (пока). Подлинное значение этих текстов можно определить только после их сопоставления со всеми выше перечисленными текстами. В группах с 1-ой по 5-ую явно говорится о тварном мире, ОГРАНИЧЕННОМ ПРЕДЕЛАМИ ПЛАНЕТЫ ЗЕМЛЯ!!! Это настолько очевидно, что не требует дополнительных пояснений! Словосочетание «все творение» в текстах Мк. 16:15; Рим. 8:22; 1Пет. 2:13; 1Тим. 4:4; Еф. 3:9; Отк. 4:11; 5:13; Кол. 1:23 означает мир, сотворенный за 6 дней творения и не более того. Особенно значимым является текст Кол. 1:23, так как это ближайший контекст Кол. 1:16. Сын Божий никак не может быть причислен к этому творению, так как Он Сам принимал активное участие в сотворении этого мира (kosmos)! Недопустимо безосновательно расширять понятие «все творение» дальше границ, определенных в Писании. Когда авторы Писания использовали словосочетание «все творение» или просто слово «творение», у читателей, как правило, возникала конкретная, прямая и четкая ассоциация с повествованием 1-ых 2-х глав книги Бытие. Исключением из этого правила являются необычные тексты Рим. 8:38,39 и Кол. 1:16, где к тварному миру причисляются еще и ангелы - духовные создания, названные «Престолами, Господствами, Началами, Силами». Эта своеобразная классификация ангельских чинов была популярна в то время, когда писался Новый Завет. И опять-таки, Сын Божий никак не может быть причислен к этим сотворенным существам по той же самой причине: Он Сам принимал активное участие в их сотворении. В Рим. 8:39 Бог-Отец и Иисус Христос явно не входят в понятие «другое творение».

 

В Кол. 1:16 раскрывается смысл фразы из Кол. 1:15. Почему Сын назван «Первенцем всего творения» (15ст.)? Да «потому что посредством Его сотворено всё». Не потому что Он якобы был сотворен первым, а потому что Он был активным Посредником в сотворении всего. К этой ключевой мысли мы вернемся позже. В 16-м стихе раскрыто, что включает в себя слово «всё»: Небо, Земля, Ангелы. К понятию «всё» никак не может быть причислен Сын, так как Он Сам принимал активное участие в сотворении всего, включая ангелов. Почему же Павел на этот раз причисляет к тварному миру и ангелов? Потому что Церковь в Колоссах подвергалась опасности впасть в ересь гностического иудаизма. Одним из его ключевых лжеучений было обожествление и почитание ангелов. «Предание», «полнота», «философия», «еда и питье», «начальства, власти», «стихии мира» - все эти выражения были свойственны для «гностического иудаизма».

 


Богословское заблуждение Колосской ереси.

 

Стихии мира - это низшие ангелы-посредники закона (Деян.7:53; Гал.3:19; Евр.2:2) ставились на место самого Главы (2:9,10,18,19). Их нужно было почитать, чтобы достичь «полноты» «мудрости», «знания» и «разумения». Они же - астральные языческие боги, управляющие судьбой человека. Чтобы обрести покровительство этих «начальств и властей», нужно было совершать им культовое поклонение (2:15,18,19,23) и следовать ритуальной и аскетической практике (2:11,14,16,17,21,22).

 


Практическое заблуждение.

 
 

Строгий аскетизм и ритуализм: «совлечение тела плоти» (уход из мира через ритуал посвящения в мистическом культе, когда снималась одежда и совершалось ритуальное омовение и обрезание), суровое отношение к телу (2:23), запрет вкушать и дотрагиваться до определенных видов пищи и напитков (2:16,21), тщательное соблюдение священных дней (2:16). Подчинение аскетической практике не считалось отрицанием веры во Христа, но дополнительной защитой и обретением всей божественной полноты (см. 2:8,9).

 Ветхозаветные элементы добавлялись, чтобы обеспечить оправдание аскетическим принципам, хотя они и были чужды иудаизму. Павел отвергает не обычное ответвление иудео-христианского законничества, но синкретическую «философию» с ее крайне суровым и суеверным соблюдением священных дней.

 
 

Чтобы показать ошибочность этих заблуждений, Павел ставит этих ангелов на их надлежащее место - на положение сотворенных существ, одновременно с помощью контрастного противопоставления возвышая положение Христа, как их Создателя.

 
 

Теперь, в свете всего выше сказанного становится понятным значение слова «Первенец». В контексте отрывка его нельзя понимать в буквальном смысле «первый по времени рожденный сын», потому что речь идет не об очередности рождения и не о рождении вообще. Слово «Первенец» в данном контексте применительно к Сыну указывает на СТАТУС ПОСРЕДНИКА в творении, на положение АКТИВНОГО УЧАСТНИКА процесса творения. В библейские времена первый сын был главой патриархального семейства, имел статус священника и двойную долю наследства. А первенец царя наследовал царский престол и полноту царской власти отца. Как известно, священник традиционно выполнял роль посредника между Богом и человеком. Таким образом, первенец обладал определенным высоким статусом, особым, привилегированным положением в семье. Только сын, сохранивший безупречную репутацию, мог рассчитывать на сохранение за собой этого статуса. В Библии есть примеры утраты этого статуса старшим сыном и передачи отцом первородства младшему. Далеко не всегда слово «Первенец» означало «первый по времени рождения». Первенцем мог считаться не первый рожденный сын, если он заслуживал это право, или отец своей волей решал наделить этим статусом младшего сына. Например, Ефрем назван первенцем, но старшим сыном Иосифа был Манассия (Иер. 31:9). Израиль назван первенцем, но старшим был Исав. Давид назван первенцем, но он был 7-ым сыном Иессея (Пс. 88:27).

 
 

В послании к Колоссянам слово «Первенец» применительно к Сыну Божьему указывает вовсе не на якобы время Его рождения, как это может показаться при поверхностном чтении, но на возвышенное и прославленное положение Сына Царя, имеющего полноту царской власти и выполняющего роль Посредника в творении. Эта мысль подтверждается и самой структурой текста:

 
 

ПЕРВЕНЕЦ (prototokos) ВСЕГО (pases) ТВОРЕНИЯ (ktiseos)

 

потому что

 

В НЕМ (en auto) СОТВОРЕНО (ektisten) ВСЁ (panta).

 

Вторая часть предложения уточняет и раскрывает смысл первой части. Слову «Первенец» соответствует словосочетание «в Нем» точно так же. как фразе «всего творения» соответсвует фраза «сотворено все». А затем, после перечисления того, что включает в себя слово «всё», смысл слова «Первенец» еще более расширяется и достигает полноты: «через Него» (di autu) и «для Него» (eis auton). Очень близкую по смыслу фразу можно найти в Ин.1:3: «ВСЁ (panta) через Него (di autu) возникло (egeneto)».  И снова речь идет о Его активной посреднической роли со-Творца.

 

Другие тексты греческих Писаний, в которых Сын также назван «Первенцем», исключают возможность перевода «Первенец из всего творения» в значении «первый сотворенный». Ибо, во-первых, в этом случае аналогичное словосочетание в Отк. 1:5 «prototokos ton nekron» (дословно, «первенец мертвых») означало бы, что Он - «первый умерший». Подлинный же смысл этого словосочетания (и почти тождественного ему словосочетания в Кол. 1:18) заключается в том, что ЕГО СМЕРТЬ И ВОСКРЕСЕНИЕ ИЗ МЕРТВЫХ ПРИНЕСЛО ДАР ВЕЧНОЙ ЖИЗНИ ВСЕМУ ЧЕЛОВЕЧЕСТВУ. Аналогично, смысл фразы в Кол. 1:15 заключается в том, что ЕГО ТВОРЧЕСКАЯ СИЛА ПОДАРИЛА ВЕЧНУЮ ЖИЗНЬ ВСЕМ СОТВОРЕННЫМ СУЩЕСТВАМ. Статус Первенца (в 18 стихе) указывает вовсе не на то, что Он был воскрешен первым (тем более, что Он действительно не был первым по времени воскресшим - до Него были Моисей (Иуды 9) и многие святые Ветхого Завета (Мф. 27:52); подробнее об этом можно почитать здесь). Статус Сына, как Первенца из мертвых, указывает на уникальность Его искупительной смерти, на неповторимость Его страданий. Сын Человеческий умер не первой (обычной) смертью, а второй (искупительной) смертью, которая представляет собой полный разрыв с Отцом (подробнее об этом можно почитать здесь). Слово «Первенец» в данном контексте указывает на особый уникальный статус, на качественное отличие Его смерти и воскресения от опыта всего остального человечества, а не на момент времени. Буквальное значение слова «Первенец» - первый рожденный сын - по отношению к миру мертвых было бы крайне неуместным и даже нелепым. Ни один человек никогда не умирал искупительной смертью за грехи человечества.

 
 
 
 

Слово «Первенец» указывает на возвышенный и превознесенный статус (положение) Сына как Посредника в творении и искуплении. Фактически, речь идет о Его творческих и искупительных деяниях. В Писании Сын представлен как Посредник в сотворении (о чем было сказано выше), так и Посредник в искуплении. Об этом свидетельствуют такие выражения как «во Христе», «в Нем», «через (посредством) Него» и др., указывающие на посредническую миссию и роль Сына в искуплении человеческого рода. Мы вернулись к той мысли, с которой начали наше размышление: Сын является Царем по праву творения и по праву искупления. Фактически, искупление равнозначно второму творению: слова «творить», «творение» используются для описания искупительных деяний Бога через Христа. Подобно тому, как Первенец из мертвых ВОЗВЫШАЕТСЯ над искупленными Его смертью, так и Первенец всего творения ВОЗВЫШАЕТСЯ над сотворенными могуществом Его творческой силы.

Конечно, в использовании слова «Первенец» в определенном смысле и в некоторой степени присутствует идея 1-го сына среди множества остальных сыновей. И этот факт никак не противоречит всему сказанному выше, поскольку эту идею нужно понимать в том же смысле, что и словосочетания «Бог богов», «Царь царей» и «Господь господ». Эти словосочетания, естественно, не означают, что Бог, Царь и Господь является лишь одним, пусть даже самым главным, среди множества богов, царей и господ. Это так лишь отчасти, в том смысле, что и земные власти тоже являются богами, царями и господами. Эти словосочетания надо понимать в значении «Бог (Царь, Господь), Который качественно превосходит остальных богов (царей, господ), возвышается над ними, как Творец, Который превосходит творение. Точно так же и Сын-Первенец качественно превосходит остальных сыновей Божьих, как Творец, Который превосходит творение.

 
 

Теперь немного грамматики. В греческом языке есть разные виды генитивных конструкций: субъектный генитив, объектный генитив, генитив отношения и др. (подробнее об этом см. здесь. По грамматической форме они ничем не отличаются друг от друга, но по смыслу весьма различны. Эти различия обуславливают понимание текста и перевод.

 

Для примера возьмем слово «суд». Словосочетания «суд Бога» (Рим. 2:2), «суд Его» (Отк. 14:7) с одной стороны, и словосочетания «суд дьявола» (1Тим. 3:6), «суд блудницы» (Отк. 17:11) - с другой, а также словосочетания «суд (великого) Дня» (Иуды 6), «суд оскорбления» (Иуды 9), «суд геенны» (Мф. 23:33) - все они имеют одну и ту же грамматическую конструкцию.

 

«Первенец творения» и «Первенец мертвых», равно как и «Бог богов» - это тоже генитивные конструкции. Как видно из приведенных примеров, смысл этих словосочетаний различный, иногда даже противоположный, и при переводе должен передаваться с учетом этих различий. Рим. 2:2 - «суд (от Кого?) от Бога»; 1Тим. 3:6 - «суд (над кем?) над дьяволом»; Мф. 23:33 - «суд (где?) в геенне»; Иуды 6 - «суд (когда?) в (великий) День»; Иуды 9 - «суд (какой?) оскорбительный».

 

Эти особенности греческого языка обязывают переводчиков быть предельно осторожными, внимательными, честными и непредвзятыми при переводе. Сделанные в данном исследовании выводы требуют перевода «Первенец (над кем?) над всем творением». Впрочем, перевод «Первенец среди всего творения» тоже уместен, если понимать его в таком же смысле, а не в смысле «одного из сотворенных».

 
 

Этот вариант перевода подтверждается и 27-м стихом 88-го Псалма: «Сделаю Его Первенцем, превыше царей земли». Это мессианский Псалом, в котором Давид выступает прообразом Мессии, что весьма характерно для библейской типологии (см., например, Иез.34:23,24; Пс.15:8-11). В данном тексте ясно видно значение слова «Первенец»: это не «первый рожденный сын», но «сын, возвышенный над царями земли». Любопытно, что в еврейских Писаниях использованное слово elyon (переведенное в Синод. перев. Словом «превыше») в 60% случаев применяется к ЯХВЕ и переводится как «ВСЕВЫШНИЙ». Особенно интересны в этой связи следующие тексты «и да познают, что Ты, Которого одного имя Господь, Всевышний над всею землею» (Пс. 82:18) и «ибо Ты, Господи, высок (elyon) над всею землею, превознесен над всеми богами» (Пс. 96:9). То есть, само это слово указывает на возвышенный и превознесенный статус, в частности, в 88-м Псалме - статус Первенца.

 

Этот текст (Пс. 88:27) весьма своеобразно цитируется в книге Откровение, 1 глава, 5 стих: «Первенец мертвых и Повелитель (archon) царей земли». При цитировании добавлено слово «мертвых» и слово «превыше» изменено на слово «Повелитель». Это явно сделано с определенным умыслом. Иоанн, используя Пс.88, как будто хочет сказать, что Мессия владычествует как над мертвыми, так и над живымицарями земли»). В данном контексте слово «Первенец» близко по смыслу слову «Повелитель» (ср. Рим.14:9). Стоит отметить близкое сходство в характеристиках Иисуса Христа в книге Откровение и в послании к Колоссянам. В частности, это сходство видно в использовании слов «Первенец», «творение», «Начало». Прояснить смысл и значение слова «Начало» (arche) легче всего посредством его сопоставления с Отк. 3:14 - «Начало творения Бога». Прежде всего, важно отметить, что слово  arche в сочетании со словами «творение», «сотворил», «мир» и др. конкретно указывает на первую неделю творения, когда был сотворен наш мир, а вовсе не на якобы «сотворение Сына»: Мф. 19:4,8; 24:21; Ин. 1:1; Евр. 1:10; 2Пет. 3:4. Текст Мф. 24:21 параллелен тексту Мк. 13:19, следовательно, слово «мир» (kosmos) параллельно по смыслу слову «творение» (ktisis). Это еще одно подтверждение того факта, что речь идет о сотворении нашего мира, а Сын, является Причиной, Источником его возникновения. Именно это и означает слово «НАЧАЛО» в Отк. 3:14, что подтверждается и словарями. В частности, известным греческо-русским словарем, составленным профессором А.Д.Вейсманом, где слово arche имеет следующие значения: «начало, начальство, правительство, власть, господство». А в словаре Ньюмана даются следующие значения: «начало, начальный период (о времени); происхождение, первопричина; глава, власть, правитель, начальство; начало, принцип, основа».

 

И еще одна важная деталь: в Новом Завете в Рим. 15:12 и в Мк. 10:42 используется глагол archo, который переводится как «править, повелевать».

 
 

Итак, слово arche указывает на Бога, как на ВЕРХОВНОГО ПРАВИТЕЛЯ всего мира и означает активное проявление Божьей творческой силы, будь то в сотворении физического мира (Вселенной) или же в сотворении духовного мира (Церкви Святых). Поэтому в Кол. 1:18 слово arche, использованное в одном контексте со словосочетанием «Первенец из мертвых», указывает на активную творческую силу Сына. Только эта сила проявилась в творении теперь уже не мира физического, а мира духовного - нового творения во Христе Иисусе, искупленного Его смертью и воскресением (Кол. 1:22). Иными словами, Он - Начало нового Человека, Глава (Голова) Тела Его - Церкви (Кол. 1:18).

 
 

Еще несколько слов насчет Отк. 3:14. 1-ая глава книги Откровение содержит славное описание Первосвященника со множеством важных деталей. Многие из этих деталей используются (часто в несколько измененном виде) в обращениях к каждой из семи Церквей во 2-й и 3-й главах. Эти обращения начинаются словами «Так говорит...», и далее следует характеристика Иисуса, заимствованная из 1-й главы. Это легко видно при сравнении следующих пар текстов:

 

Отк.1:12,16 ↔ Отк.2:1

 

Отк.1:17,18 ↔ Отк.2:8

 

Отк.1:16 ↔ Отк.2:12

 

Отк.1:14,15 ↔ Отк.2:18

 

Отк.1:4,16 ↔ Отк.3:1

 

Отк.1:18 ↔ Отк.3:7

 

Отк.1:5 ↔ Отк.3:14

 

В связи с данным исследованием интерес представляет последняя пара текстов, в частности словосочетание «Повелитель (archon) царей земли» и «Начало (arche) всего творения». Использование однокоренных слов archon и arche явно предполагает сходство их значений. Отличие состоит в том, что словосочетание «Повелитель (archon) царей земли» подразумевает Его владычество только над земными властями, а словосочетание «Нача

Форма входа
Поиск
Друзья сайта
Статистика
Copyright MyCorp © 2024 Сайт управляется системой uCoz