Взывай громко, не
удерживайся; возвысь голос твой, подобно трубе, и укажи народу Моему на
беззакония его, и дому Иаковлеву - на грехи его. Они
каждый день ищут Меня и хотят знать пути Мои, как бы народ, поступающий
праведно и не оставляющий законов Бога своего; они вопрошают Меня о
судах правды, желают приближения к Богу: "Почему
мы постимся, а Ты не видишь? смиряем души свои, а Ты не знаешь?" - Вот,
в день поста вашего вы исполняете волю вашу и требуете тяжких трудов от
других. Вот,
вы поститесь для ссор и распрей и для того, чтобы дерзкою рукою бить
других; вы не поститесь в это время так, чтобы голос ваш был услышан на
высоте. Таков
ли тот пост, который Я избрал, день, в который томит человек душу свою,
когда гнет голову свою, как тростник, и подстилает под себя рубище и
пепел? Это ли назовешь постом и днем, угодным Господу? Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо; раздели
с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь
нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся. Тогда
откроется, как заря, свет твой, и исцеление твое скоро возрастет, и
правда твоя пойдет пред тобою, и слава Господня будет сопровождать тебя. Тогда
ты воззовешь, и Господь услышит; возопиешь, и Он скажет: "вот Я!" Когда
ты удалишь из среды твоей ярмо, перестанешь поднимать перст и говорить
оскорбительное, и отдашь голодному душу твою и напитаешь душу страдальца: тогда свет твой взойдет во тьме, и мрак твой [будет] как полдень; и
будет Господь вождем твоим всегда, и во время засухи будет насыщать
душу твою и утучнять кости твои, и ты будешь, как напоенный водою сад и
как источник, которого воды никогда не иссякают. И
застроятся [потомками] твоими пустыни вековые: ты восстановишь
основания многих поколений, и будут называть тебя восстановителем
развалин, возобновителем путей для населения. Если
ты удержишь ногу твою ради субботы от исполнения прихотей твоих во
святый день Мой, и будешь называть субботу отрадою, святым днем
Господним, чествуемым, и почтишь ее тем, что не будешь заниматься
обычными твоими делами, угождать твоей прихоти и пустословить, - то
будешь иметь радость в Господе, и Я возведу тебя на высоты земли и дам
вкусить тебе наследие Иакова, отца твоего: уста Господни изрекли это. (Ис.58:1-14) Прочитаем Ис.40:3. На еврейском языке там написано: kol kore (причастие от глагола kara). Дословный перевод: "Голос взывает (провозглашает)". И в ближайшем контексте главы и в более широком контексте книги пророка Исаии ясно, о чем он взывает: "Голос (kol) говорит: возвещай (kara)! И сказал: что мне возвещать (kara)? ...слово Бога нашего пребудет вечно. Взойди на высокую гору, благовествующий Сион! возвысь с силою голос (kol)
твой, благовествующий Иерусалим! ... скажи городам Иудиным: вот Бог
ваш! Вот, Господь Бог грядет с силою, и мышца Его со властью" (6-10 тексты).
Очевидно, что содержание вести, которую должен возвестить Голос, это благая весть: 1) о пришествии Бога к своему народу Израилю; 2) о неизменности слова (закона) Божьего. Одновременно
должна провозглашаться весть предостережения и обличения в нарушении
этого слова (закона) Божьего, что видно из более широкого контекста: "Взывай (kara) громко, не удерживайся; возвысь голос (kol) твой, подобно трубе, и укажи народу Моему на беззакония его, и дому Иаковлеву - на грехи его" (Ис.58:1). В контексте книги пророка Исаии речь идет о следующих грехах и беззакониях: об идолопоклонстве (2:8; 40:19,20; 44:10-17; 57:5 и др.), вопиющей социальной несправедливости (1:15,23; 3:14; 10:2; 32:7 и др.), спиритизме (2:6; 8:19; 47:9-12), пьянстве (28гл., 56:12) и осквернении субботы
(58:13). Пророчество Ис.58 предсказывает восстановление попранного
закона Божьего (особенно 4-ой заповеди) как результат духовной реформы
в среде народа Божьего. Эта реформа представляет собой радикальное
изменение отношений к бедным и нуждающимся (как материально, так и
духовно). Только тогда человек сможет соблюсти дух субботы, а не только
букву, о чем и говорит пророчество.
Более
подробно взглянем на Ис.58:12. О чем говорит текст? Каков смысл этого
пророчества, и как оно исполнилось (или исполнится)? Чтобы
ответить на эти вопросы, нужно посмотреть, во-первых, где и в каком
контексте подобные выражения встречаются в других текстах Писания,
особенно в книге Исаии, и, во-вторых, каков контекст самого текста. "Застраивать пустыни вековые", или "вечные развалины" (bana horvot olam). Аналогичные по смыслу выражения встречаются в Ис.44:26 ("Который говорит... городам Иудиным: «вы будете построены», и развалины его Я восстановлю"), Ис.52:9 ("пойте вместе, развалины Иерусалима, ибо утешил Господь народ Свой, искупил Иерусалим"), Ис.61:4 ("И застроят пустыни вековые), Дан.9:2 (семьдесят лет исполнятся над опустошением (horvot) Иерусалима"), Дан.9:25 ("...о
восстановлении (bana) Иерусалима, до Христа Владыки семь седмин и
шестьдесят две седмины; и возвратится [народ] и обстроятся (bana) улицы
и стены"). Особенно лексически близок к рассматриваемому тексту 4-ый текст 61-ой главы. В оригинале там используется выражение dor vedor ("род и род / поколение и поколение"). В Синодальном переводе оно переведено как "с давних родов", а в рассматриваемом тексте - "многих поколений". Это выражение в Писании очень часто синонимично (параллельно по смыслу) слову olam - "вечный, древний". "Mosad"
(основание). Обычно в Писании говорится об основаниях земли (неба,
гор). Это указание на Творение. А Творение, как известно, всегда
связано с особым знаком творческой силы Бога - Субботой. Но об этом -
чуть позже. Однокоренное слово - esod ("основание"). В контексте данного текста оно используется для указания на основания зданий и стен города (сравните с "...они говорили: «разрушайте, разрушайте до основания [esod] его» [Иерусалима]"), а в контексте книги Исаии это слово метафорически указывает на
грядущего Мессию, как на основание спасения и веры (Ис.28:16).
Вообще, пророчества Исаии о возвращении остатка Израиля из плена
(второй Исход) тесно переплетены с мессианскими пророчествами о 1-ом и
2-ом пришествии Мессии. Настолько тесно, что одно невозможно отделить
от другого. Ясно, что буквально пророчество исполнилось, когда народ
Божий вернулся из Вавилонского плена и восстановил страну и заново
отстроил город Иерусалим. Но, несомненно, есть и прообразное исполнение
пророчества, когда Мессия при 1-ом пришествии вывел из духовного плена
Свой народ. Это можно назвать 3-им Исходом (см. Лук.9:31). Этому
событию должна была предшествовать работа приготовления пути Господня
(пути ЯХВЕ), к чему и призывает Голос из Ис.40:1-3 и другие тексты. Так
оно и произошло, когда Иоанн совершил свое служение в духе и силе Илии,
обличавшего в свое время народ Божий Израиль в попрании принципов
закона Божьего. Реформу и пробуждение в народе Божьем во дни Иоанна
Крестителя пророчество сравнивает с восстановлением разрушенных стен
Иерусалима во дни Ездры и Неемии. Только на этот раз это духовные стены
Иерусалима, а не буквальный город и стены, духовные долы и холмы.
Однако в соответствии с пророчеством подобная работа должна произойти и перед вторым пришествием Мессии.
И эту работу приготовления непосредственно перед наступлением дня
Божьего должен осуществить Илия-пророк, о чем говорит пророчество: "Вот, Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного"
(Мал.4:5). И это будет 4-ый и заключительный Исход Израиля нового
Завета - Церкви Божьей. Один из основных сюжетов книги Откровение - это
тема Исхода: перечисление колен сынов Израиля, великая скорбь, песнь
Моисея, пасхальный Агнец закланный, многократное упоминание о
святилище, описание богоявления (как у Синая), прямое указание на Исход
(в 11 главе). Исходу из Египта предшествовали 10 казней. Так и 4-му
Исходу будут предшествовать семь язв. Кроме того, отчетливо
прослеживается и сюжет 2-го Исхода - Исхода из Вавилонского плена:
описание Вавилона, призыв выйти из него, попирание святого города
язычниками и др. Необходимо понимать, что библейские пророчества по
своей природе универсальны и многоплановы. Почти всегда есть буквальное
исполнение и как минимум одно прообразное исполнение, всегда связанное
с жертвой и (или) первосвященническим служением Мессии, которое
заканчивается Его вторым пришествием. Пророчество об приходе
Илии-пророка окончательно не исполнилось в служении Иоанна Крестителя.
Это следует из того факта, что "день Господень великий и страшный"
не наступил сразу после окончания его служения. В Откр.10 говорится о
призвании нового пророка Иезекииля на пророческое служение. Это
призвание должно приготовить мир к 7-ой трубе (7 ст.) - ко 2-му
пришествию Мессии. Это призвание связано с горько-сладким опытом
съедения небольшой книжки. Значение этого символического съедения
книжки - раскрытие содержания и смысла запечатанной до времени конца
книги пророка Даниила. Это пророческое служение и миссия, согласно
пророчеству, будет осуществляться не одним человеком, но целым народом.
Этот народ (духовный Израиль) описан в 14-ой главе стоящим на горе Сион
с Агнцем, как победитель. В уста этого народа-пророка Бог влагает весть
3-х ангелов (ангел переводится как вестник). Естественно, по небу не
будут летать настоящие ангелы. Это один из множества символов книги
Откровение. Взглянем на весть этого народа-вестника (ангела). 7-ой
текст: "И говорил он громким голосом: убойтесь Бога и воздайте Ему славу, ибо наступил час СУДА Его, и поклонитесь Сотворившему небо и землю, и море и источники вод". В переводах НЗ на современный иврит начало этого текста звучит так: "и взывал (kara) он громким голосом (kol)".
Снова мы встречаем эти слова, на этот раз в устах Илии-пророка времени
конца. Но основное содержание пророческой вести этого народа-пророка остается неизменным (тем же, что и в пророчестве Исаии): "Да воздадут Господу славу, и хвалу Его да возвестят на островах" (Ис.42:12); "Этот народ Я образовал для Себя; он будет возвещать славу Мою" (Ис.43:21); "И
положу на них знамение, и пошлю из спасенных от них к народам: в
Фарсис, к Пулу и Луду, к натягивающим лук, к Тубалу и Явану, на дальние
острова, которые не слышали обо Мне и не видели славы Моей: и они возвестят народам славу Мою" (Ис.66:19); "Господа Саваофа - Его чтите свято, и Он - страх ваш, и Он - трепет ваш!" (Ис.8:13); "...когда Господь омоет скверну дочерей Сиона и очистит кровь Иерусалима из среды его духом СУДА и духом огня" (Ис.4:4); "Восстал Господь на СУД - и стоит, чтобы судить народы" (Ис.3:13); "Кто ты, что боишься человека (а не Бога) ...и забываешь Господа, Творца своего, распростершего небеса и основавшего землю" (Ис.51:12,13); "Господи Саваоф, Бог Израиля, сидящий на Херувимах! Ты один Бог всех царств земли; Ты сотворил небо и землю" (Ис.37:16).
Любое указание на Бога-Творца в Библии всегда ассоциируется с неделей Творения и особенно с ее кульминацией - покоем Бога в седьмой день. Призыв поклониться Сотворившему небо и землю, море и источники вод является прямой цитатой 4-ой заповеди. Не случайно служение народа-пророка, восстанавливающего разрушенное - снова возвращаемся к Ис.58:12 - прямо связано с восстановлением разрушенного и попранного закона Божьего, в частности 4-ой заповеди.
В заключение еще немного еврейской лексики: "...будут называть тебя восстановителем (goder) развалин (perets)". Дословно "заделывающим проломы (в стене)". Эти же 2 термина (только с обратным порядком слов) встречаются в Еккл.10:8 "...кто разрушает (porets) ограду (gader), того ужалит змей" и в Иез.22:30 "Искал Я у них человека, который поставил (goder) бы стену (gader) и стал бы предо Мною в проломе (perets) за сию землю, чтобы Я не погубил ее, но не нашел". Очевидно, что этой оградой является закон Божий, а этим проломом является нарушение закона Божьего. Этот вывод очевиден хотя бы из ближайшего контекста в который помещен процитированный выше текст книги Иезекииля: "Священники ее нарушают закон Мой и оскверняют святыни Мои, не отделяют святого от несвятого и не указывают различия между чистым и нечистым, и от суббот Моих они закрыли глаза свои, и Я уничижен у них" (Иез.22:26). Лжепророки пытаются замазать пролом в законе Божьем грязью своей лжи, да только это их не спасет: "А
пророки ее все замазывают грязью, видят пустое и предсказывают им
ложное, говоря: «так говорит Господь Бог», тогда как не говорил Господь" (28-й текст).
Снова обратимся к книге Откровение, представляющей собой ключ к
истолкованию пророчеств Танаха (Ветхого Завета) применительно к
последнему времени. "И рассвирепел Дракон на Жену (духовный Израиль), и пошел, чтобы вступить в брань с остатком от семени ее, сохраняющими заповеди Божии и имеющими свидетельство Иисуса Христа" (Откр.12:17); "... свидетельство Иисуса есть Дух пророчества" (Откр.19:10).
Как
видим из этого текста, народ Божий будет не только сам верен Богу в
соблюдении Его заповедей, но и будет в силе пророческого Духа возвещать
весть призыва и предостережения "всякому племени и народу". В
результате пророческого служения этого народа-пророка (нового Илии,
нового Иоанна Крестителя) по восстановлению развалин разрушенного
закона Божьего и приготовлению пути к встрече Господа, Ему будет "представлен народ приготовленный" (Лук.1:17). Этот народ будет встречать Господа, когда Он сойдет "на высоты земли" (Ис.58:12). На языке Писания эти слова указывают на 2-е пришествие Мессии: "Ибо вот, Господь исходит от места Своего, низойдет и наступит на высоты земли, - и горы растают под Ним, долины распадутся, как воск от огня, как воды, льющиеся с крутизны" (Мих.1:3,4).
Итак, согласно пророчества, в конце времени будет призван особый
народ-пророк, чтобы возвестить миру о Мессии, который является
Господином субботы. О Мессии, установившем субботу, как отраду для
Своего народа и как знак Своей творческой силы, создавшей мир и
воскрешающей мертвых (духовно и физически). А для тех, кто отвергает
эту пророческую весть и отказывается заделать брешь в законе Божьем, звучит
предостережение "кто поклоняется зверю и образу его...".
|