Сайт библейского богословия
Меню сайта
Категории каталога
Мои статьи [18]
Главная » Статьи » Мои статьи

ЖИЗНЬ, СМЕРТЬ, ВЕЧНОСТЬ...

Самой сутью Евангелия является искупительная смерть и славное воскресение Христа. Если христианин не понимает или неправильно понимает подлинный смысл этого величайшего в истории события, его собственное спасение остается под вопросом, и уж тем более он не может в истинном свете представлять Благую весть другим людям.

Все христиане верят, что Христос умер за наши грехи (1Кор.15:3), и что Господь возложил на Него грехи всех нас (Ис.53:5,6), и что Он полностью испил чашу Божьего гнева (Мф.26:39,42). Однако многие христиане верят также, что нераскаявшиеся грешники пойдут в ад, где будут испытывать невообразимо страшные мучения на протяжении сотен, тысяч, миллионов нескончаемых лет как наказание за свои грехи. При этом утверждается, что, для того чтобы избавить человечество от этой участи, Сын Божий принял смерть вместо нас. Но ведь это означает, что Христос на кресте должен был вместо нас испытывать вечные муки ада. В противном случае невозможно говорить о заместительной жертве. Если мучения Христа по продолжительности или интенсивности были меньше, чем будущие страдания нечестивых в аду, тогда смерть Христа не может считаться полноценной заменой, удовлетворяющей праведный гнев Божий, направленный против греха. Но страдания Иисуса за человеческий род продолжались всего несколько часов! Несопоставимо и несоизмеримо мало по сравнению с бесконечностью. В этом случае любой грешник в день суда может бросить Богу вполне справедливое обвинение: «Ты намереваешься осудить меня на бесконечные муки? Ты заявлял, что в Своей великой любви Ты отдал Своего единородного Сына как выкуп за мои грехи. Но по отношению к Нему Ты не проявил такой неописуемой жестокости, какую Ты собираешься проявить по отношению ко мне». И действительно, Христос не мучился «вечно». Он испил всю чашу Божьего гнева, предназначенную для грешников; те, кто не примут эту великую жертву, сами будут пить из этой чаши – каждый в соответствии с величиной своих грехов.

Если бы можно было сократить продолжительность наказания за грех, наложенного на безгрешного Сына Божьего, до нескольких часов, тогда почему то же самое нельзя сделать для нераскаявшихся грешников? И если несколько часов страданий было достаточно для искупления от бесконечных мучений (предположим, что это действительно так), тогда почему было бы не уменьшить их до нескольких секунд? А может быть, хватило бы одного мгновения? В масштабах вечности и один день, и тысяча лет настолько малы, что подобны лишь мгновению. Но тогда поневоле напрашивается логический вывод: если разница между ценой спасения (бесконечные муки) и уплаченным выкупом столь несоизмеримо большая, тогда, может быть, можно было просто так простить грешника и Христу вообще не нужно было умирать и для искупления достаточно было одного лишь воплощения Христа, чтó само по себе уже является величайшим унижением для Того, Кто равен Богу (Фил.2:6,7)? И вообще, что является мерилом Божьего суда над грехом? Ответ может быть только один: 10 заповедей – святой Божий закон (Иак.2:12). Став человеком и в совершенстве исполнив закон, Иисус принял на Себя проклятие закона (Гал.3:13), понеся наказание за его нарушение, до конца испив чашу Божьего гнева, направленного против совокупного греха всего человечества, который «состоит» из грехов каждого человека в отдельности. Именно из этой чаши, каждый в строгом соответствии с величиной собственных преступлений, будут пить нераскаявшиеся грешники (Отк.14:10;18:6).

Согласно Библии, существуют 2 вида смерти – первая и вторая (Отк.20:6). Какая же из них является искупительной смертью, которой умер Христос? Очевидно, Иисус искупил нас не от первой смерти, так как первой смертью умирают все люди. А это значит, что искупительная смерть – это вторая смерть. А вторая смерть – это озеро огненное. Отсюда следует вывод, что для Христа озером огненным был жуткий, ни с чем не сравнимый ужасно мучительный ПРОЦЕСС умирания, когда с Его уст сорвались малопонятные даже многим христианам слова: Мф.27:46. Бремя грехов было настолько тяжелым, что Иисус умер не от потери крови, но от разрыва сердца (Ин.19:34). Конечно же, Иисус умер и первой смертью, но она не являлась искупительной, а была естественным следствием второй смерти и представляла собой МОМЕНТ перехода из состояния бытия в состояние небытия (Мф.27:50). Точно так же и те, чьих имен нет в книге жизни, будут мучиться под бременем своих грехов до тех пор, пока не осушат до конца чашу с вином ярости Божьей, которая не бездонная (см. Отк.15:1 – «оканчивается»), и не испытают всего гнева Божьего, который не бесконечен по своей природе (Иез.5:13;16:42). После того, как ярость огня Божьего суда пожрет противников (Евр.10:27), и дьявол, грешники, земля и все дела на ней сгорят в озере огненном (Отк.20:10,12-15; 2Пет.3:10), Бог сотворит новое небо и новую землю (Отк.21:1), и смерти, греха и грешников больше не будет во всей Вселенной (4ст.). Их не будет по той простой причине, что бессмертие и вечная жизнь даются на условии. Только Бог имеет бессмертие (1Тим.6:15,16), наделяя им верующих (Ин.6:40;11:25,26), верных (Рим.2:6,7) и послушных (Евр.5:9). Вне источника бессмертия нет жизни (Быт. 3:22; Ин. 6:53). Вне города Божия не может быть вечной жизни, тем более в виде бесконечных мучений (Отк.22:15;14:19,20), так как на грешнике пребывает гнев Божий (Ин.3:36). Ни одно сотворенное существо не имеет в себе самом автономного, независимого от Бога, неистощимого источника энергии, поддерживающего жизнь. Бог является Тем, Кем мы «живем, движемся, существуем» (Деян.17:28), и Он держит «все словом силы Своей» (Евр.1:3). Поэтому, чтобы иметь возможность бесконечно мучить Свое творение (как в это верят некоторые христиане), Бог должен будет постоянно поддерживать, во-первых, жизнь грешников, во-вторых, огонь геенны. Следовательно, в этом случае ответственность за увековечивание греха могла бы быть возложена на Творца. Можно себе представить, как с каждым новым «поленом», подкинутым «добрыми» ангелами в огонь геенны, проклятия бесов и людей в адрес Бога будут становиться все более и более сильными.

Конечно, кое-кто возразит, что Богу вовсе не нужно будет поддерживать жизнь грешников, так как душа человека по своей природе была сотворена бессмертной. Но ведь, так или иначе, не может не возникнуть вполне справедливый и закономерный вопрос: зачем Ему все это нужно? Если Бог предвидел грехопадение и знал, что многие не раскаются, то, почему же Он не сотворил человека со способностью умереть (в смысле «исчезнуть», «уйти в небытие»), особенно если человек сам того пожелает? В противном случае вполне возможно, что многие, особенно не отъявленные грешники, после сотен тысяч или миллионов лет мучений (в масштабах вечности количество нулей не имеет значения) будут отчаянно взывать к Богу о милости и прекращении этих бессмысленных и неимоверно жестоких страданий, говоря: «Господи! Я уже столько отмучился за свои грехи! Ну, неужели Тебе мало? Я полностью признаю свою вину и прошу только одного – уснуть навсегда». И тогда, возможно, кое-кто из спасенных подойдет к Богу, наберется смелости и скажет: «Извини, Господи, но мне кажется, что он прав». Но в лучшем случае в ответ на это он, вероятно, услышит: «Я бы и рад, да не могу – душа-то бессмертная. Ошибка творения». Разумеется, подобное предположение нелепо и немыслимо, так как Бог не может ошибаться.

Представьте себе на минуту, что этот погибший – ваш сын или брат, ваша мать или жена. Будет ли тогда для вас рай раем? Думаю, вряд ли, если только ваша душа не очерствела от мысли о таком чудовищном боге-садисте, который намеревается всю вечность истязать тех, кто не смог или не захотел принять правильное решение. Такой бог слишком уж сильно смахивает на сатану. Теперь становится понятным, почему самой первой его ложью были слова «нет, не умрете». Это и было целью дьявола – обмануть человека, внушив ему, что он способен жить независимо от Бога, нарушая Его заповеди. И эту ложь он продолжает твердить на самый разный манер (например, учение о переселении душ в восточных религиях, учение о бессмертии души в христианстве). Позвольте проиллюстрировать эти размышления примером. У одного человека была собака. И однажды она, как в том детском стишке, не имеющем конца, съела без разрешения кусок мяса. Тогда хозяин берет собаку, зажимает ее в тиски и начинает ее за это бить. На следующий день он продолжает экзекуцию. И на следующий также. И так продолжается неделю, месяц, год и т.д., изо дня в день. Для разнообразия он также колет ее иглами, жжет огнем, морит голодом. А для того, чтобы она не умерла, он вводит ей время от времени питательные инъекции. Причем этот живодер уверен, что поступает совершенно справедливо. И все только за то, что она имела несчастье съесть тот злополучный кусок мяса! Естественно, в реальной жизни такого никогда не произойдет. Потому что общество большей частью состоит из нормальных людей, которые рано или поздно примут меры, вплоть до изоляции садиста. Конечно, собака преступила запрет и должна быть наказана. И нормальный человек в таком случае пару раз перетянет животное по спине палкой, чтобы напомнить, что можно делать, а чего нельзя. Однако удивительный парадокс заключается в том, что в сознании этих «нормальных» людей, наряду со справедливым принципом соответствия между преступлением и наказанием в земных вопросах, уживается идея о мстительном и немилосердном боге, который мало чем отличается от этого одержимого человека.

Что же говорит по этому вопросу Священное Писание? В Библии есть множество текстов, говорящих о полном, окончательном и обязательном уничтожении грешников. Ветхий завет: Пс.36:9,10,20,34-36; 91:8; 103:5; Ис.1:28,31; 10:17; Иез.28:19; Авд.16,18,10 (в оригинале «навеки»); Мал.4:1. Причем это далеко не полный перечень. В Новом завете для описания полного истребления и совершенной негодности чаще всего используются два глагола и образованные от них прилагательные и существительные (как в смысле физической гибели, так и «вечной погибели»):

1. απόλλυμι (апóллюми) – губить, уничтожать, убивать, казнить; терять, лишаться; пропадать, погибать, умирать; портиться (Мф.2:13; 22:7; Лк.21:18; 17:27,29,33; Евр.1:11; Мф.10:39; 5:29; Лк.13:33; Ин.3:16; 10:28; 2Пет.3:6-9; Рим.2:12; Иуды5,7,11 и др.).

2. φθέιρω (фтéйро) – разрушать, уничтожать, губить; растлевать, развращать, портить (Рим.1:23; 8:21; 1Кор.15:33,42,50,53,54; 2Пет.2:19,12 /используется трижды/ и др.).

Примечательно, что тленный человек противопоставляется нетленному Богу. Нетрудно заметить, что оба слова характеризуют законченность действия и неизбежность абсолютного исчезновения. Авторы Нового завета не изобрели эти термины, но взяли уже существовавшие и использованные в Септуагинте – переводе Ветхого завета с еврейского языка на греческий. Точно так же, как и их греческие эквиваленты, еврейские слова никак не могут обозначать никогда не прекращающийся процесс.

Предвижу вопрос: «Но разве не говорится в Библии о "вечных муках”, "огне вечном”, "дыме мучений во веки веков”?». Конечно, говорится. Однако мы не должны забывать, что всегда существует опасность неправильно понять мысль автора из-за неточного (вольного) или, наоборот, буквального перевода. Например, если буквально перевести Втор.21:15, то вместо слова «нелюбимая» будет стоять слово «ненавистная». Точно такие же проблемы возникают при переводе слова «вечный» (евр. עולם (олáм), греч. αιώνιος (айóниос)). Греческое прилагательное образовано от существительного αιών (айóн) – век, время, вечность, миропорядок. Согласно Библии, существуют два века: настоящий (сей) лукавый (или злой) век, которому наступит конец (Мф.13:40), и будущий (тот) век (Мк.10:30), в котором спасенные будут жить вечно. Поэтому слово «вечный» применительно к этому веку, ко всему, что в нем и, в первую очередь, к князю века сего означает «преходящий (1Кор.2:6), временный, существующий доколе длится век» (Ин.8:35; 2Кор.4:18). А применительно к Царству Божьему, или веку грядущему, означает «существующий всегда», т.к. Сам Бог, Который его установит, существует всегда (Лк.1:33). А огонь геенны находится как бы на границе между нынешним и будущим веками и относится, с одной стороны, к нынешнему временному царству сатаны, которое будет полностью уничтожено этим огнем, а с другой стороны, к будущему Божьему суду над грехом (Евр.6:2; Мк.3:29), который вечен не по продолжительности, а по результатам (2Фес.1:5,8,9). Интересно, что более точный перевод Мк.3:29 звучит так: «…виновен в вечном грехе». Естественно, сам грех не продолжается вечно – вечными являются РЕЗУЛЬТАТЫ греха. В Мф.25:46 правильный перевод греческого слова κόλασις (кóласис) - «наказание» (в синодальном переводе - «мýка»). Это наказание вечное не по продолжительности, а по результатам, т.е., оно будет иметь вечные последствия и будет длиться, пока не будет удовлетворена справедливость Божия, требующая определенного наказания в соответствии с величиной совершенного греха. После того, как наказание (коласис), вынесенное в день суда, осуществится (2Пет.2:9), и беззаконные, по примеру Содома, будут превращены в пепел (6 ст.) вместе с падшими ангелами (4 ст.), для них наступит мрак вечной тьмы небытия (17 ст.). Слово Божье заявляет, что пламя этого огня настолько горячо, что оно расплавит элементы земли и уничтожит все дела человечества (2Петр.3:10-12). В английском переводе фраза «стихии же, разгоревшись, разрушатся» дословно звучит так: «и элементы растают от ужасной жары»; то же подразумевается и в стихе 12. Точно так же, как о пламени, которое уничтожило древний Иерусалим, Бог сказал: "и не погаснет" (Иер.17:27), так и огонь, который уничтожит нечестивых, не погаснет до тех пор, пока не завершит своё дело полного разрушения (см. Иер.52:12-13; 2Пар.36:19). В Отк.14:11 цитируется Ис.34:10, где изображены «вечные» результаты действия огня. Огонь, уничтоживший Содом и Гоморру, сейчас не горит, хотя и назван «вечным» (Иуды 7). Уже сейчас злые духи находятся в темнице в «вечных узах» до тех пор, пока не наступит великий день суда (Иуды 6), и они будут уничтожены вечным огнем (Мф.25:41). В русском языке слово «вечно» также может использоваться не в смысле «бесконечно», а в смысле «долгое, продолжительное время». Например: «Вечно ты с твоими вопросами!». Или: «Вечная память героям!». Как видим, слово может использоваться не в прямом, а в переносном смысле с элементом усиления (см. Пс.48:9; 109:4; 1Кор.8:13; Отк.19:3). И это тем более справедливо для такой книги, как Откровение, которая насыщена метафорами, символикой и аллегориями (Отк.14:11; 20:10). И, наконец, в Ветхом завете слово «вечно» используется в значениях «долго», «давно», «издревле», «надолго», «на всю жизнь» гораздо чаще, чем мы предполагаем. Вариант перевода выбирается исходя из контекста. Всего лишь несколько примеров: Исх.19:9; 21:6; Лев.25:34; Втор.32:7; 1Цар.1:22; Прит.23:10; Пс.142:3; Амос.1:11 и др. Нет необходимости продолжать список.

Зададимся вопросом: что Сам Господь и спасенные будут испытывать при виде участи погибших: радость или скорбь? Думаю, второе. В еврейском языке есть слово דראון (дэраóн) – «отвращение». Оно используется в Ветхом завете лишь дважды, и оба раза в очень интересном контексте: в Дан.12:2 (переведено как «посрамление») и в Ис.66:24 («мерзостью»). Подобно тому, как гниющий труп вызывает отвращение, так отвратительны в глазах праведников грехи и пороки людей нечестивых, навлекших на себя суд Божий. Итак, «вечными», на основании этой иллюстрации будут ненависть (отвращение) праведников ко греху и признание ими справедливости осуждения нечестивых, а вовсе не длительность мучений грешников.

Кто-то может спросить: «Но разве мы не находим в Библии учение о бессмертии души?». Находим, но не в Библии, а у языческого философа Платона (впервые в истории именно им это учение было поставлено на доктринальную основу). От него оно через различные религиозные системы греко-римского мира было заимствовано христианством (окончательно это учение было принято на соборе лишь в 533 н. э.). До 3 в. ни один раннехристианский богослов не ставит вопрос о бессмертии души. Впервые об этом говорит Афанасий Великий. При этом он не делает ни одной ссылки на Библию, а все свои идеи заимствует у Платона. Библия же ясно и совершенно определенно учит о противоположном: душа смертна, ее можно убить, поскольку душа – это сам человек, его личность (Быт.27:4; Деян.2:41), его жизнь (Ин.15:13), и даже его кровь (Лев.17:13). Еще несколько текстов: Лк.6:9; Иез.18:4; Пс.114:8; Чис.6:6 (в оригинале «к мертвой душе»), Чис.13:19 (в оригинале «убивший душу»); то же в Чис.35:11,30; Лев.24:17; 2Цар.14:7 («которую он убил»); Отк.16:3 (в оригинале «всякая живая душа умерла»).

Но разве не написано, что в момент смерти дух человека возвращается к Богу (Еккл.12:7)? Да, возвращается, но ДУХ, а не душа. Человек по своей природе представляет собой неразрывное единство духа, души и тела (1Фес.5:23). Дух отличается от души (хотя и имеет с ней нечто общее). В Еккл.12:7 и схожих по смыслу местах изображен процесс, обратный процессу творения, описанному в Быт.2:7. Упрощенная формула творения такова: тело человека плюс дыхание жизни (дух) равно живая душа (живой человек). Формула смерти такова: тело минус дух равно мертвая душа (мертвый человек). Бог забирает к Себе дух человека, который КАЧЕСТВЕННО НИЧЕМ НЕ ОТЛИЧАЕТСЯ от того духа, который Он вдохнул в него при сотворении (если речь идет об Адаме), и при зачатии или рождении (если речь идет обо всех остальных людях): этот дух не имел и не имеет сознания. Дух человека – это своего рода жизненная энергия, заставляющая биться сердце, которое снабжает кровью головной мозг. Благодаря этому может осуществляться мыслительный процесс, включающий запоминание и переработку всей необходимой информации, а также процесс принятия решений. Компьютер – это жалкое подобие головного мозга. Не может быть мыслительной деятельности без головного мозга, точно так же как телепередача не может быть воспроизведена без электронной начинки телевизора. Конечно, обеспечение организма человека жизненной энергией – это не единственная функция человеческого духа, но, все же, одна из основных его функций.

Хотя все это выглядит довольно-таки убедительным, тем не менее, необходимо еще более серьезное и более полное библейское обоснование. И оно есть. Библия рассматривает первую смерть как сон, небытие. Этот факт невозможно не заметить – слишком уж многие тексты говорят об этом (во всех приводимых ниже текстах речь идет о первой смерти): 4Цар.4:31; Иов.3:11-22; 14:12,14; Пс.6:6; 38:14; 113:25; 145:4; Иер.51:39,57; Еккл.9:5-10; Дан.12:2; Мк.5:39; Ин.11:11; Еф.5:14; [Мф.27:52; Деян.7:60; 13:36; 2Пет.3:4; 1Кор.7:39; 11:30; 15:6,18,20,51; 1Фес.4:13-15]. В текстах, взятых в квадратные скобки, в оригинале используется глагол κοιμάομαι («коймáомаи») со значением «спать, уснуть».

Представьте себе человека, который попал в аварию, был доставлен в реанимацию и, не приходя в сознание, скончался. Кажется нелогичным и противоестественным, если, будучи еще живым, он находился без сознания, а в момент смерти вдруг начал себя осознавать. Дьявол знает это слабое место своего лжеучения, поэтому он старается сделать его более «достоверным», воздействуя на головной мозг людей, находящихся в состоянии клинической смерти, и с помощью различных видений заставляя их поверить в «реальность» жизни после смерти.

Но тогда что же такое ад, о котором так много говорится в Библии? В этом вопросе многих верующих может ожидать неприятный сюрприз, когда они обнаружат, что распространенные представления об аде не соответствуют действительности. Еврейское слово שאולшеóл»), которому в греческом соответствует άδης («áдес»), в Синодальном переводе чаще всего переводится как «ад», реже «могила» или «гроб». Греческое слово «адес» находят на надгробиях в Малой Азии. Часто в одном тексте или отрывке рядом с этим словом можно встретить такие слова как בּור (бор) - «яма», קבר (кéвер) - «гроб, гробница», שׁחת (шáхат) - «могила, тление», תחתית (тахтúт) - «нижнее место, преисподняя». Фактически, все эти пять слов являются синонимами. Следующие тексты свидетельствуют о том, что ад (в смысле «шеол») означает место, где «лежат» мертвые, где царят тишина, молчание и мрак, и где находятся все умершие – и грешники, и праведники: Быт.37:35; 42:38; Иов.11:8; 14:13; Пс.6:6; 30:18; 48:15,16; 87:4-7,11-13; 88:49; 140:7; Еккл.9:10; Ис.14:15; 38:10,18,19; Ам.9:2; Пс.93:17; 113:25 (в оригинале «нисходящие в страну молчания»). Во всех приведенных текстах, кроме двух последних используется слово «шеол». Об Аврааме сказано, что после смерти он «приложился к народу своему» (Быт.25:8). Но ведь народ Авраама, к которому он приложился (в оригинале «был собран») – это язычники, которые служили иным богам (Иис.Н.24:2). Но смерть собирает всех, и праведников, и грешников, «в одно место» – в прах, из которого мы все взяты (Еккл.3:20). Около 13 раз в Ветхом завете рядом со словом «шеол» встречается слово מות (мавéт) – «смерть», указывая на сходство значения. В Новом завете это совместное словоупотребление (только по-гречески, конечно) встречается 4 раза. Праведники в «шеоле» не могут славить Бога по той простой причине, что они находятся там в бессознательном состоянии. Иона сравнивает ад с чревом кита (или наоборот) (Ион.2:3). «Шеол» иногда рассматривается как место, где праведники могут укрыться от притеснения и страдания (Иов.14:13), а грешники – от суда Божьего (Иов.21:13; Ам.9:2) или человеческого (3Цар.2:6). Только Господь может низвести человека в «ад-шеол» и вывести его оттуда посредством воскресения мертвых (1Цар.2:6). В «шеоле» находятся и животные (Пс.48:13,15,21). Теория «опустошения ада» полностью надумана и не подтверждается Библией. Ключи ада и смерти (Отк.1:18) – это воскресение Христа, и Он воспользуется ими при последней трубе, а не воспользовался при Своем воскресении, как предполагает эта теория (Ос.13:14; 1Кор.15:51-55). Интересно, что смерть и ад будут сожжены в озере огненном (Отк.20:14). Следовательно, ад и геенна – это не одно и то же! Ад и геенна – это две совершенно разные вещи. АД – ЭТО СМЕРТЬ ПЕРВАЯ, А ГЕЕННА – ЭТО СМЕРТЬ ВТОРАЯ.

В Библии нет ни одного места, где говорилось бы о воздаянии и награде сразу же после смерти. Радостной надеждой для каждого христианина является воскресение из мертвых в прославленном теле, которое произойдет «в день оный» (Лк.14:14; Ин.11:24; Деян.24:15; 1Пет.1:21; 2Тим.4:8; Тит.2:13; Отк.22:12 и др.). Нет нужды перечислять все тексты – это заняло бы слишком много места. Интересно, что как праведные (Отк.20:4,5), так и нечестивые получат воздаяние после 2-го пришествия Христа (Отк.20:6; Мф.16:27; Ис.35:4).

«Но позвольте, - скажет кто-то, - а как же Фил.1:23; 2Кор.5:1-8 и Лк.16:19-31? Как быть с этими текстами?» Приступая к изучению Библии, очень важно учитывать особенности литературного жанра того или иного отрывка, чтобы не быть введенным в заблуждение. Жанр истории, рассказанной в Лк.16:19-31 – притча, я бы даже сказал, басня. А целью любой притчи является не буквальное описание каких-либо событий, а нравственный урок (или мораль), в ней содержащийся. В данной притче их три:

(1) в царстве Божьем богач-эгоист и кроткий бедняк поменяются местами, и второго шанса изменить свою участь уже не будет;

(2) самые убедительные доказательства бессильны смирить тех, кто ожесточает свое сердце (Лк.16:31; Ин.12:10);

(3) только в этой жизни человек может определить свою будущую участь.

Некоторые пытаются оспаривать тот факт, что данная история является притчей на том основании, что она названа притчей. Следующий аргумент показывает несостоятельность этого утверждения: притча о неверном управителе (Лук.16:1) и притча о богаче и Лазаре имеют одну и ту же вступительную часть: antropos tis plusios henнекоторый человек был богат»). Вступление antropos tisнекоторый человек») встречается и в других притчах (Лук.15:11; 14:16 и др.).

Кроме того, в самом тексте притчи можно найти как минимум семь деталей, не позволяющих понимать ее буквально:

а) настоящее лоно (грудь и живот) Авраама не может служить обиталищем для умерших праведников. Непонятно также, где размещались умершие праведники до смерти Авраама? И почему просьба богача обращена к Аврааму, а не к Богу?

б) спасенные и погибшие не будут иметь возможности переговариваться. Такая возможность превратила бы «рай» в малопривлекательное место, особенно если видишь «по ту сторону» кого-то из родных или слышишь проклятия и ругань нечестивых.

в) персонажи притчи выглядят слишком уж материальными: глаза, перст, язык, вода, огонь и т.д. Откуда в мире духов могли взяться предметы и явления материального мира?

г) просьба богача выглядит совершенно нелепой: как Лазарь мог пройти сквозь пламя с каплей воды, да и какое облегчение она могла бы принести?

д) на лоне Авраама должно было находиться множество спасенных. Удивительно, как богач умудрился разглядеть в этой толпе именно Лазаря?

е) вряд ли богач являлся реальной личностью времен Христа, так как устраивать такие роскошные пиры каждый день не мог позволить себе даже царь Ирод. Не случайно у богача нет имени.

ж) использование имени Лазарь содержит явную ссылку на воскресение Лазаря, брата Марфы, и на неверие иудеев, ожесточивших свои сердца. Был ли этот Лазарь на момент произнесения притчи уже воскрешен Христом или еще нет – не имеет существенного значения.

Обратите внимание также на смысловую параллель между Лк.16:20-31 и Лк.13:24-30. Те же настойчивые просьбы изменить ситуацию, то же непреодолимое препятствие (там «великая пропасть», здесь «закрытая дверь»), в обоих случаях фигурирует Авраам. Но второй отрывок указывает на воскресение мертвых при 2-м пришествии Христа, а не на посмертный опыт. Разумеется, саму ситуацию нельзя понимать в деталях, важно понимание СУТИ проблемы. По аналогии, то же самое справедливо и для первого отрывка.

В данном случае Христос использовал один из хорошо известных фарисеям сюжетов (почти каждая деталь из этой притчи присутствует в книге еврейского историка Иосифа Флавия «Проповедь Иосифа Грекам об Аде», которая была написана в 1 веке н. э.). Он использовал популярную фарисейскую историю, чтобы преподать важный урок фарисеям. Но детали этой истории настолько противоречат остальному учению Христа (см. Мф.13,36-40), что никто не может обвинить Его в поддержке деталей самой притчи.

Таким образом, напрашивается еще один вывод: ХРИСТОС УМЫШЛЕННО ИСПОЛЬЗОВАЛ ЭТУ ПРИТЧУ, ЧТОБЫ НАГЛЯДНО ПОКАЗАТЬ ВСЮ АБСУРДНОСТЬ И СМЕХОТВОРНОСТЬ БЫТОВАВШИХ В ТО ВРЕМЯ СРЕДИ ИУДЕЕВ ЛОЖНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О «ЗАГРОБНОМ МИРЕ». Любой здравомыслящий человек, слушая эту притчу из уст Христа, не мог не заметить явную путаницу в этом карикатурном представлении взглядов фарисеев. Христос мастерски сумел одновременно высмеять эти взгляды и преподать три важных нравственных урока. В Библии есть два похожих по жанру отрывка: Суд.9:8-15 и 4Цар.14:9. Никому не придет в голову на основе этих притч утверждать, что деревья – разумные существа, так как умеют общаться. Подобным образом следует понимать и Ис.14:4-20; Иез.32:21; 31:16 и весь отрывок.

Читая послания апостола Павла, нельзя не заметить его любовь к метафорам, образности, сравнениям и другим литературным приемам. Например, во 2Кор.5:1-10 Павел использует в качестве иллюстрации три образа:

1) строительство и разрушение здания (5:1,2);

2) одевание и снятие одежды (5:2-4);

3) отшествие на чужбину (εκδημέω - экдемéо) и возвращение домой (ενδημέω - эндемéо) (5:6,8,9).

Чтобы понять, чтó именно имел в виду Павел, когда использовал эти образы, необходимо сравнить данный отрывок с другими текстами в Библии, где используются те же или похожие по смыслу слова, и посмотреть, в каком контексте они используются. В третьем случае оба глагола используются трижды (в Синодальном переводе «выйти» и «водвориться») и нигде больше ни в Новом завете, ни в Септуагинте не встречаются. Исключительность употребления этих слов и образность языка этого текста не позволяет нам делать каких-либо поспешных выводов. Зато 1 стих 5 главы обнаруживает удивительное сходство с Мк.14:58. В обоих текстах используются сразу три слова: «разрушать», «нерукотворенный» и «воздвигну» (οικοδομήσω - ойкодомéсо /у Марка/), «жилище» (οικοδομή - ойкодомé /у Павла/). Таким образом, напрашивается вывод: оба текста говорят об одном и том же событии. О чем же говорится в Мк.14:58? Конечно же, о воскресении из мертвых Христа! Вовсе не о жизни в «загробном мире»! А это значит, что и у Павла речь идет о том же! Тема воскресения из мертвых была одной из самых излюбленных в посланиях Павла. Кстати, это становится очевидным при более близком рассмотрении и другого текста – Фил.1:23.

Там мы встречаем словосочетание «со Христом», довольно часто используемое Павлом для описания тесной связи между жизнью, смертью и воскресением Христа и христиан. Внимательно изучив все случаи употребления этой и аналогичных по смыслу фраз («с Господом», «с Ним», «с Иисусом»), мы ясно увидим концепцию воскресения праведных при втором пришествии и вечной жизни со Христом: Рим.6:8; 8:32,34; 2Кор.4:14 (в оригинале «с Иисусом»); 13:4; Кол.2:13; 3:3,4; 1Фес.4:14,17; 5:9,10; 2Тим.2:11. Особенно примечателен в этом смысле текст 1Фес.4:17, в котором, как и в Фил.1:23, стоит глагол «быть» (только в будущем времени). Устаревшее слово «разрешиться» означает «развязывать узел», «освобождать», «решать проблему», или в переносном смысле «скончаться». Когда христианин засыпает смертным сном, он освобождается от скорбей и страданий, к которым он был «привязан» в этой жизни, так как он полностью перестает осознавать происходящее в этом мире. Следующим для него событием будет радостное пробуждение при воскресении из мертвых в последний день и начало вечности «со Христом». На земле могут пройти тысячелетия, а ему будет казаться, что пролетело лишь одно мгновение. «Блаженным упованием» для апостола Павла и всех верующих является не призрачное бесплотное существование в мире духов, а реальная надежда на новую жизнь в новом теле в новом мире на новой земле и новом небе. Все остальное – это всего лишь попытка сатаны с помощью подделки лишить христианина такой надежды.

Как печально, что многие искренние христиане верят лжи, которую изобрел сам дьявол. Эта ложь далеко не так безвредна, как может показаться на первый взгляд, поскольку речь идет о характере Божьем. Цель дьявола – ИСКАЗИТЬ В СОЗНАНИИ ЛЮДЕЙ ХАРАКТЕР ЛЮБЯЩЕГО БОГА, и он пытается достичь ее, утверждая, что Бог –

1) неимоверно жестокий и хладнокровный палач, если Он намерен всю вечность мучить Свое собственное творение, избравшее грех. Не имеет значения, будет ли Он при этом искусственно поддерживать жизнь грешников, или они были изначально сотворены с бессмертной душой – вывод в любом случае тот же;

2) в высшей степени несправедливый судья, если за конечный грех последует бесконечное наказание, и если разным грешникам за разные грехи будет одинаковое наказание (например, маньяку-убийце и мелкому воришке). Даже если интенсивность наказания будет разной, в масштабах вечности это абсолютно не будет ощущаться. Десять умножить на бесконечность равно бесконечность, и миллион умножить на бесконечность тоже равно бесконечность. НАКАЗАНИЕ ДОЛЖНО СООТВЕТСТВОВАТЬ ПРЕСТУПЛЕНИЮ (см. Отк.18:6; 20:12; 1Пет.1:17, где выражен принцип «каждому по делам»). Этот закон действует даже в несовершенном человеческом обществе;

3) лжец, когда утверждает, что любит человечество, и заплатил выкуп за него, отдав Христа в качестве заместительной жертвы. Если Сын Человеческий испытал нечто меньше, чем требовала справедливость, и чем испытают грешники в озере огненном, то такая жертва не могла быть, и не была достаточной для искупления.

Рассуждения типа «смерть вечного Сына Божьего засчитывается как вечные муки» есть не что иное, как софистика. Во-первых, Христос умер не как вечный Сын Божий, а как Сын Человеческий, т.е. как смертный человек. А, во-вторых, в Библии отсутствует подтверждение этой идеи.

Кроме этих трех основных обвинений, затрагивающих Божью любовь и справедливость, сатана может выдвинуть еще и другие. Например, почему Бог строго-настрого запретил общаться с умершими родственниками и друзьями, чтившими при жизни Бога (многие верят, что они теперь с Богом на небесах)? Боль утраты не ощущалась бы так остро. К тому же они могли бы уберечь нас от опасностей и ошибок. Странное требование. Или еще: как Судья может быть справедливым и честным, когда сатана – зачинщик и организатор величайшего в мире преступления – разгуливает на свободе, тогда как многие его «подельщики» уже отбывают свой «срок»? А ведь они явно меньше виновны, чем сам дьявол.

Идея вечно горящего ада (если понимать это выражение в традиционном смысле) способна полностью парализовать все теплые чувства любви и признательности человека по отношению к Богу. Один Бог знает, сколько людей сознательно отвергли Его из-за этой дьявольской идеи. Лютер Бурбанк, например, заявил следующее: «Сама идея о том, что благой Бог способен отправлять людей в пылающий ад, для меня совершенно отвратительна – она представляется мне безумным бредом, глубочайшим суеверием! Я не желаю иметь никакого дела с таким Богом». С помощью своего изобретения дьявол воздействует на тонкий механизм человеческой психики, вследствие чего христианин незаметно для себя самого утрачивает восприятие Господа, как близкого друга, постепенно заменяя его образом неумолимого и безжалостного господина. Не удивительно, что многие христианские проповедники с демоническим упоением живописали ужасы ада, используя самые зловещие, жуткие, леденящие душу образы, какие только могли возникнуть в их воспаленном воображении.

В брошюре Рика Реннера «Ад – это реальность» есть такая фраза: «Если бы ад мог говорить, это было бы началом величайшего духовного пробуждения в мире. Люди спасались бы миллионами». Какое ослепление! Проповедь о вечно горящем аде не может по-настоящему обратить НИ ОДНОГО человека. Все так называемые «обращения», как правило, недолговечны. Одних людей осознание такой перспективы для вечности побуждает сходить в церковь и поставить свечку; при этом страха перед таким адом хватает на одно или несколько посещений, а потом другие мысли и мирские заботы вытесняют из их памяти это чувство животного страха. Другие люди под влиянием такой «проповеди» могут даже принять крещение, чтобы затем через две недели (месяца, года) оставить церковь. Кто-то напуган так сильно, что держится десятилетия. Ну а кто-то, как богач, вообще остается глух. Но уберите на время эту адскую идею (предположим, что такое возможно) – и все эти «обращенные» постепенно возвратятся к прежней жизни, потому что в служении Богу ими не движет всеобъемлющая любовь Божия, и они не воспринимают Его как любящего Пастыря, скорбящего от потери одной овцы. Страх затуманил им глаза. Если бы можно было спасти миллионы людей, демонстрируя фильм ужасов, снятый возле раскаленных сковородок, уверен, что это было бы давно сделано. Неужели Рик Реннер думает, что он мудрее и добрее Бога, когда сожалеет о том, что такой успешный метод «евангелизма» не был претворен в жизнь? Одна женщина, выросшая в семье, принадлежащей к одной из традиционных церквей, и воспитанная в духе строгого подчинения правилам и обрядам под угрозой ужасного божественного наказания, резко и с горечью сказала: «Я ненавижу Бога. Я знаю, что, в конечном счете, Он накажет меня за все, что я сделала. Я испытываю страх перед Ним; я просто не могу поклоняться столь недоброй личности. Я содрогаюсь от ужаса при мысли о том, что Он со мной сделает, но я больше не могу любить Его. Не могу».

Категория: Мои статьи | Добавил: theologos (02.02.2008)
Просмотров: 1767 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 2
2 vikktyo  
0
Очень интересная статья, спасибо.

1 zzzzz5zz  
0
О смерти второй и озере огненном

Откровение 20 : 12 И увидел я мертвых, малых и великих, стоящих пред Богом, и книги раскрыты были, и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни; и судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими.
13 Тогда отдало море мертвых, бывших в нем, и смерть и ад отдали мертвых, которые были в них; и судим был каждый по делам своим.
14 И смерть и ад повержены в озеро огненное. Это смерть вторая.
15 И кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное.

Откр.21:8 Боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серою. Это смерть вторая.

Мы не отрицаем того что есть ад. Ад существует. И мучения в аде страшны. Лук.16:23 а
И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои,…

Откровение 14: 9 И третий Ангел последовал за ними, говоря громким голосом: кто поклоняется зверю и образу его и принимает начертание на чело свое, или на руку свою,
10 тот будет пить вино ярости Божией, вино цельное, приготовленное в чаше гнева Его, и будет мучим в огне и сере пред святыми Ангелами и пред Агнцем;
11 и дым мучения их будет восходить во веки веков, и не будут иметь покоя ни днем, ни ночью поклоняющиеся зверю и образу его и принимающие начертание имени его.

Всё же размышляя о смерти второй, которая поглотит ад, выскажем и следующее предположение:

Что если тех, кто был в аду постигнет после мук смерть вторая ?
Когда ад и смерть будут сожжены в озере огненном ? (Откровение 20: 14).

Размышляя над тем, сможем ли мы наслаждаться в вечности и быть по настоящему счастливыми, сознавая что всё это время мучаются и вечно будут мучиться другие люди? Ведь среди оказавшихся в аду могут быть и кто-либо из наших родных людей, дорогих, близких или даже незнакомых ? Невольно пожелаешь им такой участи как небытие или смерть, чем вечная мука. Возможно что время в которое мы перейдём в вечности имеет иные свойства. И тогда, когда мы будем в вечности наслаждаться счастьем,
находящихся в аде поглотит смерть. И это будет смерть вторая. Так как первая смерть – обычная, которой заканчиваются жизни в этом мире, для них уже была.

Эти размышления являются предположениями.


Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
Статистика
Copyright MyCorp © 2024 Сайт управляется системой uCoz