Смотрите,
братия, чтобы кто не увлек вас философией и пустым обольщением, по
преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу; ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно, и вы имеете полноту в Нем, Который есть глава всякого начальства и власти. В Нем вы и обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым; быв погребены с Ним в крещении, в Нем вы и совоскресли верою в силу Бога, Который воскресил Его из мертвых, и вас, которые были мертвы во грехах и в необрезании плоти вашей, оживил вместе с Ним, простив нам все грехи, истребив учением бывшее о нас рукописание, которое было против нас, и Он взял его от среды и пригвоздил ко кресту; отняв силы у начальств и властей, властно подверг их позору, восторжествовав над ними Собою. Итак никто да не осуждает вас за пищу, или питие, или за какой-нибудь праздник, или новомесячие, или субботу: это есть тень будущего, а тело - во Христе. Никто
да не обольщает вас самовольным смиренномудрием и служением Ангелов,
вторгаясь в то, чего не видел, безрассудно надмеваясь плотским своим
умом и не держась главы, от которой все тело, составами и связями будучи соединяемо и скрепляемо, растет возрастом Божиим. Итак, если вы со Христом умерли для стихий мира, то для чего вы, как живущие в мире, держитесь постановлений: "не прикасайся", "не вкушай", "не дотрагивайся" - что все истлевает от употребления, - по заповедям и учению человеческому? Это имеет только вид мудрости в самовольном служении, смиренномудрии и изнурении тела, в некотором небрежении о насыщении плоти. (Кол.2:8-23) «Предание», «полнота», «философия», «еда и питье», «начальства, власти», «стихии мира» - все эти выражения были свойственны для гностического иудаизма и для эллинистического синкретизма. Богословское
заблуждение. Стихии мира - это низшие ангелы-посредники закона
(Деян.7:53; Гал.3:19; Евр.2:2) ставились на место самого Главы
(2:9,10,18,19). Их нужно было почитать, чтобы достичь «полноты» «мудрости», «знания» и «разумения». Они же - астральные языческие боги, управляющие судьбой человека. Чтобы обрести покровительство этих «начальств и властей»,
нужно было совершать им культовое поклонение (2:15,18,19,23) и
следовать ритуальной и аскетической практике (2:11,14,16,17,21,22). Практическое заблуждение. Строгий аскетизм и ритуализм: «совлечение тела плоти»
(уход из мира через ритуал посвящения в мистическом культе, когда
снималась одежда и совершалось ритуальное омовение и обрезание),
суровое отношение к телу (2:23), запрет вкушать и дотрагиваться до
определенных видов пищи и напитков (2:16,21), тщательное соблюдение
священных дней (2:16). Подчинение аскетической практике не считалось
отрицанием веры во Христа, но дополнительной защитой и обретением всей
божественной полноты (см. 2:8,9). Ветхозаветные элементы добавлялись, чтобы обеспечить оправдание аскетическим принципам, хотя они и были чужды иудаизму. Павел
отвергает не обычное ответвление иудео-христианского законничества, но
синкретическую философию с ее крайне суровым и суеверным соблюдением
священных дней. Что было пригвождено ко кресту? В Кол.2 главе термин «закон» отсутствует. Следовательно, Колоссянская ересь была основана не на законничестве, но на аскетических и культовых постановлениях (δόγματα - dogmata), подрывавших самодостаточность искупления Христа. Оно распространяется на христиан через крещение (2:13; 1:14). Павел использует метафору: Бог-Судья «стер», «удалил» и «пригвоздил ко кресту» письменный документ (χειρόγραφον - heirografon). В раввинистическом иудаизме - это книга с записями грехов. В Апокалипсисе Илии есть описание ангела с книгой, названной χειρόγραφον, в которой были записаны грехи «Илии». Связывающие постановления (δόγματα) были законным основанием для осуждения, но ко кресту пригвожден χειρόγραφον. «Среда» (2:14) это место обвинителя в здании суда (Мк.3:3; 9:36; Деян.4:7). Дополнительным подтверждением этого факта служит использование в греческом тексте в 2:14 глагола εξαλείφω (exaleifo) - «стирать, изглаживать, удалять, вычеркивать». Этот же глагол в похожем контексте используется в следующем тексте: «Итак, покайтесь и обратитесь, чтобы загладились грехи ваши...» (Деян.3:19). ОТНОШЕНИЕ ПАВЛА К СУББОТЕ. βρώσις и πόσις (2:16) описывают ПРОЦЕСС еды и пития, а не саму пищу и напитки (βρώμα, πόμα). Поэтому стоит не вопрос чистой и нечистой пищи, но правил, когда есть и пить, а когда поститься, чего нет в левитском законе. Кроме того, относительно питья ничего не говорится, кроме специальных указаний для назореев и рехавитов. 2:23.
Чуждые для иудаизма учения возникли от дуалистических концепций жизни,
которые пренебрегали материальным миром (включая человеческое тело),
чтобы достичь высшей святости. Подобные взгляды существовали в Ефесе
(1Тим.4:3), возможно, в Риме (Рим.14:5,6,2,21). Такое «вегетарианство»
существовало в - иудейских сектах (терапевты, ессеи),
- гностических сектах (енкратиты, эбиониты, маркиониты),
- языческих школах (орфические мистерии, пифагореане, неоплатонисты).
Считалось,
что пост готовил человека к получению божественного откровения. Вера в
переселение душ требовала воздержания от животной пищи, т.к. это
считалось формой каннибализма. Некоторые
ученые рассматривают Колоссянскую ересь как ответвление учений
Кумранской общины (включающих пищевые табу, праздничный календарь и
почитание ангелов). «Праздники, новомесячия, субботы». Здесь
Павел использует технические термины, известные его читателям по
Писаниям Ветхого завета. Обратим особое внимание на контекст, в котором
используются эти три (иногда два) слова во всех этих текстах. «А в субботу
[приносите] двух агнцев однолетних без порока, и в приношение хлебное
две десятых части [ефы] пшеничной муки, смешанной с елеем, и ВОЗЛИЯНИЕ при нем: это - субботнее ВСЕСОЖЖЕНИЕ в каждую субботу, сверх постоянного всесожжения и возлияния при нем. И в новомесячия ваши приносите ВСЕСОЖЖЕНИЕ Господу... В первый месяц, в четырнадцатый день месяца - Пасха Господня. И в пятнадцатый день сего месяца праздник;
семь дней должно есть опресноки. В первый день [да будет у вас]
священное собрание; никакой работы не работайте; и приносите жертву, ВСЕСОЖЖЕНИЕ
Господу... И в день первых плодов, когда приносите Господу новое
приношение ХЛЕБНОЕ в седмицы ваши, да будет у вас священное собрание;
никакой работы не работайте; и приносите ВСЕСОЖЖЕНИЕ
в приятное благоухание Господу... И в седьмой месяц, в первый [день]
месяца, да будет у вас священное собрание; никакой работы не работайте;
пусть будет [это] у вас день трубного звука; и приносите ВСЕСОЖЖЕНИЕ
в приятное благоухание Господу... И в десятый [день] сего седьмого
месяца пусть будет у вас священное собрание: смиряйте [тогда] души ваши
и никакого дела не делайте; и приносите ВСЕСОЖЖЕНИЕ Господу... И в пятнадцатый день седьмого месяца пусть будет у вас священное собрание; никакой работы не работайте и празднуйте праздник Господень семь дней; и приносите ВСЕСОЖЖЕНИЕ, жертву, приятное благоухание Господу...» (Чис.28:9-29:39) «...чтобы по уставу каждого дня приносить ВСЕСОЖЖЕНИЯ, по заповеди Моисеевой, в субботы, и в новомесячия, и в праздники три раза в год: в праздник опресноков, и в праздник седмиц, и в праздник кущей». (2Пар.8:13) «Вот я строю дом имени Господа Бога моего, для посвящения Ему, чтобы ВОЗЖИГАТЬ пред Ним благовонное КУРЕНИЕ, представлять постоянно ХЛЕБЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ и [возносить там] ВСЕСОЖЖЕНИЯ утром и вечером в субботы, и в новомесячия, и в праздники Господа Бога нашего, что навсегда заповедано Израилю». (2Пар.2:4) «И [определил] царь часть из имущества своего на ВСЕСОЖЖЕНИЯ: на всесожжения утренние и вечерние, и на всесожжения в субботы и в новомесячия, и в праздники, как написано в законе Господнем». (2Пар.31:3) «...и чтобы становились каждое утро благодарить и славословить Господа, также и вечером, и при всех ВСЕСОЖЖЕНИЯХ, возносимых Господу в субботы, в новомесячия и в праздники по числу, как предписано о них, - постоянно пред лицем Господа» (1Пар.23:30,31) «А на обязанности князя будут лежать ВСЕСОЖЖЕНИЕ и ХЛЕБНОЕ приношение, и ВОЗЛИЯНИЕ в праздники и в новомесячия, и в субботы, во все торжества дома Израилева; он должен будет приносить ЖЕРТВУ за грех и ХЛЕБНОЕ приношение, и ВСЕСОЖЖЕНИЕ, и ЖЕРТВУ благодарственную для очищения дома Израилева». (Иез.45:17) «И народ земли будет поклоняться пред Господом, при входе в ворота, в субботы и новомесячия. ВСЕСОЖЖЕНИЕ, которое князь принесет Господу в субботний день, должно быть из шести агнцев без порока и из овна без порока; ХЛЕБНОГО приношения ефа на овна, а на агнцев хлебного приношения, сколько рука его подаст, а елея гин на ефу. В день новомесячия будут приносимы им из стада волов телец без порока, также шесть агнцев и овен без порока... И в праздники и в торжественные дни ХЛЕБНОГО
приношения [от] [него] должно быть по ефе на тельца и по ефе на овна, а
на агнцев, сколько подаст рука его, и елея по гину на ефу. А если
князь, по усердию своему, захочет принести ВСЕСОЖЖЕНИЕ или благодарственную ЖЕРТВУ Господу...». (Иез.46:3-6,11,12) «И
поставили мы себе в закон давать от себя по трети сикля в год на
потребности для дома Бога нашего: на хлебы предложения, на всегдашнее ХЛЕБНОЕ приношение и на всегдашнее ВСЕСОЖЖЕНИЕ, на субботы, на новомесячия, на праздники, на священные вещи и на ЖЕРТВЫ за грех для очищения Израиля, и на все, совершаемое в доме Бога нашего». (Неем.10:32,33) В оставшихся текстах (Ис.1:13; Ос.2:11) - та же самая картина. Напрашивается несложный вывод: когда в Писании речь идет о «праздниках, новомесячиях и субботах» имеется в виду не столько день, сколько жертвоприношения: всесожжение, возлияние, хлебная жертва. Без жертв праздники не имеют смысла. Фактически,
определенные дни праздников служат своего рода декорацией, внешним
атрибутом, тогда как внутренняя сущность праздника - это ЖЕРТВА ЖИВОТНЫХ!
Вокруг ритуала жертвоприношения (хотя слово «ритуал» не совсем подходит
для указания на это действие) вращается все служение в еврейском
святилище. К сожалению, в иудаизме и христианстве (с разными их
ответвлениями) во многом утрачено это понимание главенствующей роли
жертвоприношения в системе иудейских праздников. Фактически, словосочетание «праздники, новомесячия, субботы» представляет собой технический
термин, указывающий на сложную и стройную систему разного рода
жертвоприношений, совершавшихся в соответствии с еврейским религиозным
календарем. Эти жертвоприношения прообразно указывали на великую Жертву Агнца Божьего. Павел называет эти жертвоприношения «тенью», тогда как тело, которое отбрасывает эту тень, принадлежит Христу (в греческом оригинале 17-й стих звучит так: "а тело - Христа"). По очертаниям этой тени древние евреи должны были верой «издали видеть» Тело, которое Бог «приготовил» обещанному Мессии (Евр.11:13; 10:5). В полной гармонии с этим значением слова «тело» (Жертва) находятся слова Христа: «Сие есть Тело Мое, за вас ломимое». А также слова Петра: «Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо» (1Пет.2:24) и Павла: «Так и вы, братия мои, умерли для закона телом Христовым» (Рим.7:4). Что касается «пищи и пития», то эти слова, несомненно, тоже должны быть связаны со служением во святилище, а значит, и с жертвой Христа. «Ибо Плоть Моя истинно есть пища (βρώσις), и Кровь Моя истинно есть питие (πόσις)». (Иоан.6:55) То
есть, Павел раскрывает подлинную суть и смысл этих ветхозаветных
установлений: они служат тенью, указывающей на тело - Христа. Тенью в понимании Павла являются не дни, а жертвоприношения, совершаемые в определенные дни.
Колоссянские еретики не замечали подлинного духовного значения этих
актов веры, сместив акцент на суеверное почитание самих дней. Говоря о субботе
(наряду с праздниками и новомесячиями), Павел не касался основных,
фундаментальных ее значений - знака творческой силы и искупительных
деяний Бога. Он говорил о субботе лишь
в связи с дополнительным ее богословским значением: днем для поклонения
и богослужения в ветхозаветной форме: в форме жертвоприношений животных. Что осуждается Павлом: практика или принцип (мотив)? Глагол «осуждает»
(κρινέτω) в 2:16,17 правильнее перевести как «судит», «высказывает
суждение» (положительное или отрицательное). Сравните с Рим.14:3,5, где
трижды используется этот глагол. Павел выражает терпимое отношение по
этому вопросу. Он не осуждает эту практику (пища, питие, праздники), а просто настаивает, что никто не должен быть принуждаем соблюдать их или не соблюдать. Он оставляет решение за каждым христианином. Ральф Мартин писал: «Павел осуждает не использование священных дней и времен... но ложный мотив,
когда соблюдение священных праздников стало частью поклонения...
стихиям мира, астральным силам, якобы управляющим движением звезд и
календарем. И как результат такого понимания они должны были быть тем
самым задобрены». Возможно, контраст «тень-тело» восходит к Платону (Республика 7, 514а-517а; 10, 596) и был использован Колоссянскими философами в их учении, что «полнота» может быть достигнута только через почитание «тени», т.е., ангелов и элементов (стихий мира) посредством аскетизма. Это понимание философами слова «тень» отличалось, как видим, от понимания Павла. Павел в этом случае переводит контраст в христологическую плоскость. Используется глагол εστίν - «есть» (от глагола «быть») в настоящем времени. Это значит, что Павел не обсуждает происхождение, форму и законность
этих постановлений (2:16,17), но скорее признает их ценность, очевидно,
потому что он считал их выражениями благородного и искреннего - хотя и
искаженного в Колоссах - духовного переживания. Апостол просто ставит
эти установления посредством контраста «тень-тело» в надлежащую взаимосвязь со Христом. Но когда религия превращается лишь в ритуалы и правила, то она «имеет только вид мудрости» (23 ст.). Итак, Павел в Кол.2:16 осуждает не само воздержание от пищи и пития или соблюдение священных дней, таких, как суббота, но неверный мотив
при их соблюдении. Павел протестует против попытки сделать их
вспомогательным средством обретения спасения и средством обретения
покровительства «стихий мира». Это, впрочем, не означает, что
христиане сейчас должны приносить жертвы по субботам и новомесячиям.
Ведь Тело Христа было принесено раз и навсегда в Жертву. Но мы должны
ясно понимать подлинный духовный смысл и значение системы праздников и
жертв, описанных в книгах Исход, Левит и Числа, как тени, указывающей
на Тело.
|