Сайт библейского богословия
Меню сайта
Категории каталога
Мои статьи [18]
Главная » Статьи » Мои статьи

"ДУХИ В ТЕМНИЦЕ" из 1-го ПОСЛАНИЯ ап. ПЕТРА 3:18-20.

Весьма спорный и довольно трудный для понимания текст Писания.

Сначала необходимо детальнее рассмотреть сам текст, а затем перейдем к контексту.

Синодальный перевод:

потому что и Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом,

которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал,

некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению, во дни Ноя, во время строения ковчега, в котором немногие, то есть восемь душ, спаслись от воды.

Так и нас ныне подобное сему образу крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести, спасает воскресением Иисуса Христа,

Который, восшед на небо, пребывает одесную Бога и Которому покорились Ангелы и Власти и Силы.

(1Пет.3:18-22)

Буквальный перевод:

потому что и Христос однажды за грехи вместо вас умер, праведник за неправедных, чтобы вас привести к Богу, умерщвленный плотью, но оживленный Духом,

в Котором и в темнице духам пойдя проповедовал бывшим непослушными некогда, когда ожидало Бога долготерпение (примечание: слово «Бога» относится к «долготерпение», а не к «ожидало») в дни Ноя приготовляемого ковчега, в который немногие, то есть, 8 душ, были спасены через воду.

И вас АНТИТИП теперь спасает - крещение, не плоти удаление грязи, но совести доброй просьба к Богу, через воскресение Иисуса Христа,

Который есть с правой стороны Бога, пойдя в небо, подчинились Ему ангелы и власти и силы.

Этот перевод наглядно показывает, что греческий язык с точки зрения синтаксиса сильно отличается от русского: порядок слов может быть совершенно другим. И это встречается сплошь и рядом. Любой, более-менее знакомый с греческим, подтвердит этот факт. В данном тексте имеет место та же проблема. Фактически, порядок слов при СМЫСЛОВОМ переводе на русский должен быть следующий:

потому что и Христос однажды вместо вас умер за грехи, праведник вместо неправедных, чтобы вас привести к Богу. [Он] был умерщвлен как человек, но [затем] был оживлен Духом,

в Котором [Он] некогда [в прошлом] в дни Ноя во время строительства ковчега, пойдя к непослушным духам в темнице, проповедовал, [в то время,] когда Бог с долготерпением ждал [покаяния]. [В ковчеге] немногие, то есть, 8 душ, были спасены, [пройдя] через воду.

И вас теперь через воскресение Иисуса Христа спасает крещение, прообразом которого [является потоп] - не удаление грязи с тела, а просьба к Богу о доброй совести. Он, пойдя на небо, находится [теперь] по правую сторону от Бога, и Ему подчинились ангелы, власти и силы.

Это один из вариантов смыслового перевода, автор не претендует, что он - единственно правильный. Но любой другой перевод должен быть близок этому переводу по смыслу, потому что только в этом случае не утрачивается мысль апостола Петра.

Теперь рассмотрим контекст данного отрывка, постепенно расширяя поле зрения: начиная с контекста этого послания, затем в контексте обоих посланий Петра, в контексте Нового завета и, наконец, в контексте всей Библии.

Петр проводит параллель между проповедью Евангелия в дни Ноя и проповедью Евангелия в дни Иисуса Христа. «Мертвым (жителям допотопного мира) было благовествуемо», то есть, проповедано Евангелие (1Пет.4:6). Параллель видна и между откликом на эту проповедь современников Ноя и откликом современников Иисуса Христа и апостолов. В обоих случаях существуют два класса людей. В первом случае непокорность большинства жителей допотопного мира (3:20) противопоставляется послушанию Ноя и его семьи. Во втором случае непокорность неверующих в Евангелие (2:8; 3:14-17) противопоставляется послушанию (подчинению) уверовавших в Христа властям (2:13), господам (2:18), мужьям (3:1), пресвитерам (5:5) и самое главное Истине (1:2,14,22), а также противопоставляется послушанию ангелов Христу (3:22).

Параллель отчетливо видна и между строительством Ноем деревянного ковчега и строительством Христом духовного ковчега - церкви Христа, некогда не народа, а ныне народа Божьего (2:10). В 2:5 эта же мысль представлена в образе строительства духовного храма из живых камней. Между спасением семьи Ноя и спасением верующих во Христа также существует параллель: «погребение» 8 душ в ковчеге, «крещение» их в водах потопа и их «воскресение» после его окончания сравнивается с крещением верующих в смерть, погребение и воскресение Иисуса Христа (3:21). В этом случае Петр даже использует слово АНТИТИП (прообраз), чтобы ярче выразить свою мысль. Вообще, для спасения человечества смерть и воскресение Христа рассматриваются как самые главные и значимые события не только Петром, но и всеми остальными авторами Нового завета, да и Библии в целом. В 1-м послании Петра к этим двум событиям автор обращается неоднократно: 1:2,3,11,19,21; 2:21; 3:18; 4:13. И, наконец, про спасение душ говорится как в связи с потопом (3:20), так и в связи с крещением по вере в Христа (1:5,9,10; 2:2; 3:21).

Дополнительным подтверждением этой мысли  служит следующий факт: в оригинале используется слово "zoopoieo" - животворить. Правильный перевод 18 стиха: "оживлен (оживотворен) Духом". О том, что Дух животворит, то есть, творит жизнь, или Отец через Духа, можно прочитать в следующих текстах: Ин.5:21; 6:63; Рим.4:17; 8:11; 1Кор.15:22,36,45; 2Кор.3:6; Гал.3:21; Еф.2:5; Кол.2:13. Сравни Иез.37:9. Это все тексты НЗ, где, как и в 1Пет.3:18, используется это же слово. Несложно сделать вывод: во всех этих местах оно означает либо физическое, либо духовное воскресение из мертвых. Причем духовное воскресение увязывается опять-таки с физическим воскресением Христа. Указание на воскресение Христа содержится и в 21 стихе.

 

Слово «некогда» Петр использует в своем послании для обращения к событиям библейского прошлого с целью указать на пример, положительный (3:5) или отрицательный (3:20). Суть положительного примера сводится к следующему: как некогда было так-то и так-то, так и теперь должно быть так же. Суть отрицательного примера сводится к следующему: некогда было так-то и так-то, а теперь должно быть иначе.

некогда не народ, а ныне народ Божий; [некогда] непомилованные, а ныне помилованы.

(1Пет.2:10)

Эта конструкция «некогда - теперь (ныне)» используется и в 3:20,21:

Он некогда во время строительства ковчега проповедовал ... но они не покорились и погибли, а теперь (ныне) вы послушались и спасаетесь...

Обратите внимание, что та же самая конструкция используется неоднократно и Павлом в его посланиях. Особенно близок по смыслу к 1Пет.2:10 следующий текст:

Как и вы некогда были непослушны Богу, а ныне помилованы, по непослушанию их,

(Рим.11:30)

Вы слышали о моем некогда образе жизни в Иудействе, что я жестоко гнал Церковь Божию, и опустошал ее...

а только слышали они, что гнавший их некогда  ныне благовествует веру, которую некогда истреблял,

(Гал.1:13,23)

между которыми и мы все жили некогда по нашим плотским похотям, исполняя желания плоти и помыслов, и были по природе чадами гнева, как и прочие,

Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас,

и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом,

(Еф.2:3-5)

Итак помните, что вы, некогда язычники по плоти... были в то время без Христа, отчуждены от общества Израильского, чужды заветов обетования, не имели надежды и были безбожники в мире.

А теперь во Христе Иисусе вы, бывшие некогда далеко, стали близки Кровию Христовою.

(Еф.2:11-13)

Вы были некогда тьма, а теперь - свет в Господе: поступайте, как чада света,

(Еф.5:8)

И вас, бывших некогда отчужденными и врагами, по расположению к злым делам,

ныне примирил в теле Плоти Его, смертью Его, [чтобы] представить вас святыми и непорочными и неповинными пред Собою,

(Кол.1:21,22)

в которых и вы некогда  обращались, когда жили между ними.

А теперь вы отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших;

(Кол.3:7,8)

он был некогда  негоден для тебя, а теперь годен тебе и мне; я возвращаю его;

(Флм.1:11)

О живых людях допотопного мира, непокорных вести Ноя, говорится, как о духах в темнице (греч. - Fylake). В Отк.18:2 говорится о Вавилоне, как о темнице (Fylake) нечистых духов. Но Вавилон - это не мир мертвых, а сообщество ЖИВЫХ людей, непокорных вести Бога. Когда дух человека находится под контролем нечистого духа, о нем говорится, что он находится в темнице греха (в узах греха - Пр.5:22, ср. также Ис.61:1).

Ап. Петр во 2-м своем послании снова возвращается к теме потопа, правда, в несколько ином контексте. В 1Пет.3:19 используется то же слово "проповедовать", которое Петр использует в своем 2-м послании в 2:5. Во 2Пет.2:5 он называет Ноя проповедником праведности. Петр выражает идею, что Сын Божий Духом Святым пошел к допотопному миру и устами Ноя проповедовал о праведности (Быт.6:9), о грехе (Быт.6:5) и о суде (Быт.6:7). Об же этом косвенно говорится и в тексте "не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками" (Быт.6:3). Параллель, которую проводит Петр, отчетливо видна в служении Христа. Служение Ноя было прообразом (антитипом) служения Христа. Крещение Ноя в водах потопа сравнивается с крещением Иисуса на Голгофе:

Крещением должен Я креститься; и как Я томлюсь, пока сие совершится!

(Лук.12:50)

Суд над грехом является неотъемлемой частью вести Писания. Петр в своих посланиях конкретно напоминает своим читателям о суде Божьем над грехом в следующих текстах: 1Пет.1:17; 2:23; 4:5,6; 4:17; 2Пет.2:3-11; 3:5-7.

Из этих текстов, по крайней мере, три текста говорят о суде, прообразом которого был суд посредством потопа. В своем 2-м послании Петр упоминает о суде в контексте уничтожения допотопного мира водой, как о прообразе уничтожения нынешнего мира огнем (2:5; 3:5-7).

Та же самая мысль о суде во время потопа (в похожем контексте) присутствует и в 1Пет.4:5,6:

Они дадут ответ Имеющему вскоре судить живых и мертвых.

Ибо для того и мертвым было благовествуемо, чтобы они, подвергшись суду по человеку плотию, жили по Богу Духом.

Вот как переведен этот текст у Кузнецовой:

Вот почему Радостная Весть возвещена и мертвым, чтобы они, хотя телесно и подлежат суду, которого, будучи людьми, они не могут избежать, но духом своим разделили Божественную жизнь.

(1Пет.4:6)

Сразу бросается в глаза сходство этой фразы с 1Пет.3:18.

Там говорится, что Иисус был умерщвлен в плоти, то есть, сделавшись человеком, Он стал подвержен смерти. Но в Духе Он был воскрешен (оживлен) из мертвых. Явно, что речь идет об опыте Христа, подобный которому могут испытать те, кто приняли Евангелие. А это значит, что слова «умерщвлен» и «оживлен» из 3:18 параллельны словам «подвергшись суду» и «жили» из 4:6, соответственно. Их всех мертвых, живших до потопа, только о семье Ноя можно сказать, что они пережили суд по плоти, «как люди из плоти и крови» (так в переводе М.П. Кулакова передается смысл фразы «по человеку плотью»), благодаря тому, что жили духовной жизнью («по Богу Духом»). Это был их особый духовный опыт спасения - они обрели его верой в слово Божье и послушанием слову Божьему. [Хам, правда, впоследствии поступил очень некрасиво, но это уже другая история]. Все остальные люди (кроме семьи Ноя) тоже испытали только суд по человеку плотью, но не были спасены, потому что не жили по Богу Духом. Обе группы людей испытали суд. Но суд имеет две противоположные стороны, два грани: суд может быть в оправдание (для 8 душ в ковчеге, как символе Христа) и в осуждение (для человечества вне ковчега - вне Христа).

Эта мысль подтверждается еще и тем, что мертвые, находящиеся в своих могилах не могут «подвергнуться суду по человеку плотью» по причине отсутствия оной. Здесь явно имеет место ссылка на Быт.6:3.

И сказал Господь: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками; потому что они плоть; пусть будут дни их сто двадцать лет.

Чтобы лучше прояснить смысл использования апостолом слов «Бог - человек», «Дух - плоть» обратимся к другим похожим текстам. При сопоставлении с рассматриваемым текстом других текстов Писания, в которых используется этот контраст «плоть - дух», становится ясно, что слово «плоть» означает смертную человеческую природу, противоположную бессмертной божественной:

И Египтяне - люди, а не Бог; и кони их - плоть, а не дух.

(Ис.31:3)

Но если Христос в вас, то хотя тело ваше и смертно из-за греха, но дух живет благодаря  примирению с Богом...

Потому что если вы будете жить согласно собственной природе [по плоти], то умрете, а если умертвите Духом  греховные дела тела, будете жить.

(Рим.8:10,13 в переводе Кузнецовой)

Рим.8:10 заслуживает особого внимания. Там сказано, что, хотя дети Божьи имеют смертное тело (плоть), их дух оживлен присутствием бессмертного Духа. Та же самая мысль видна и у Петра, о чем сказано чуть выше.

Фактически, Петр утверждает следующее: ТЕМ, КТО НЫНЕ МЕРТВЫ, НЕКОГДА УСТАМИ НОЯ - ПРОПОВЕДНИКА ПРАВЕДНОСТИ - БЫЛО ПРОПОВЕДАНО ЕВАНГЕЛИЕ, ЧТОБЫ ОНИ МОГЛИ, ВОЙДЯ В КОВЧЕГ СПАСЕНИЯ, ПЕРЕЖИТЬ ПРАВЕДНЫЙ СУД БОЖИЙ. ЕСЛИ БЫ ОНИ ПОСЛУШАЛИСЬ НОЯ И ВОШЛИ БЫ В КОВЧЕГ, ТО БЫЛИ БЫ КРЕЩЕНЫ В ВОДАХ ПОТОПА И СПАСЕНЫ, ХОТЯ И ИМ ПРИШЛОСЬ БЫ ПЕРЕЖИТЬ СУД ПОТОПА. ТАК И НЫНЕ ТЕ, КОМУ ПРОПОВЕДАНО ЕВАНГЕЛИЕ УСТАМИ ХРИСТА - ПРОПОВЕДНИКА ПРАВЕДНОСТИ - МОГЛИ ВОЙТИ В КОВЧЕГ СПАСЕНИЯ - ЕГО ЦЕРКОВЬ (ТЕЛО ХРИСТА), ЧТОБЫ ОНИ СМОГЛИ В БУДУЩЕМ УСТОЯТЬ НА СУДЕ БОЖЬЕМ. ИХ ПРИНЯТИЕ ВЕСТИ ДОЛЖНО ВЫРАЗИТЬСЯ (В СЛУЧАЕ ХРИСТИАН, КОТОРЫМ НАПРАВЛЕНО ПОСЛАНИЕ - УЖЕ ВЫРАЗИЛОСЬ) В ВОДНОМ КРЕЩЕНИИ В СМЕРТЬ, ПОГРЕБЕНИЕ И ВОСКРЕСЕНИЕ ХРИСТА. Петр говорит не о проповеди духа умершего Христа бесплотным духам, а о проповеди Христа Духом Святым устами Ноя духам живых грешников о праведности и суде Потопа, которая служит прообразом проповеди воплотившегося Христа Духом Святым духам живых грешников о праведности и суде последнего великого дня.

Таким образом, напрашивается очевидный вывод: ни о какой проповеди «бесплотным духам» даже и близко речи быть не может!!! Эта демоническая идея нужна бесам для того, чтобы они смогли под видом умерших приходить во снах и наяву и вступать в контакт с живыми. Она нужна для того, чтобы иметь в сознании людей благодатную почву для изображения «ада», где «мертвые души» корчатся от невыносимой боли.

Эти нелепые выводы о проповеди «бесплотным духам» делаются только на том основании, что слово «дух» принято понимать в значении «дух умершего». Но в Библии это слово используется либо по отношению к ангелам (живым существам), либо по отношению к Богу (Святой Дух Бога), либо для описания эмоционального и духовного состояния живого человека, либо для обозначения данной Богом при рождении (или зачатии?) человека жизненной силы, оставляющей его в момент его смерти, а также для обозначения ветра. Но нигде не сказано, что этот дух сохраняет личностное сознание после смерти! Нигде не говорится о живых бесплотных духах умерших людей! Нет ни одного такого текста!

В апокрифической части книги Даниила есть такие слова:

Благословите, рабы Господни, Господа, пойте и превозносите Его во веки.

Благословите, ДУХИ и ДУШИ праведных, Господа, пойте и превозносите Его во веки.

Благословите, праведные и смиренные сердцем, Господа, пойте и превозносите Его во веки.

(Дан.3:85-87)

Здесь речь явно идет о живых людях, хотя они названы духами.

Смотрите также 1Кор.14:32 - И духи пророческие послушны пророкам.

Категория: Мои статьи | Добавил: theologos (31.01.2008)
Просмотров: 4309 | Комментарии: 7 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 7
7 doc2tif  
0
Шалом. Рекомендую прочесть с.320-337 "Толкование Нового Завета" Говард Маршал, С-П 2004.
Если нет доступа к книге, то могу выслать сканы.
Благословений.

6 Alena  
0
Очень интересная статья, мне понравилось

5 Сергей  
0
Иисус не мог проповедовать падшим духам во времена Ноя, потому что от Ноя до Иисуса - большая цепочка по родословной.

Читая подстрочный перевод Библии, можно увидеть следующее: ...Христос ожил в духе, как и Енох в духе проповедовал падшим духам... Енох - первый праведник, прадедушка Ноя... А падшие духи - это падшие ангелы - читайте Книгу Еноха...

4 KefAnidaArern  
0
Спасибо за труды :)))))

3 Liska  
0
Интересно почитать

2 vipgod  
0
Отличная статья, мне нравится, достонйо.

1 Христадельфианин  
0
> Все книги >

> Оглавление >

"БЕССМЕРТИЕ ДУШИ" Ron Abel

1Петра 3:19 Духи в темнице

ПРОБЛЕМА:

Данный отрывок часто цитируется мормонами и евангелистами с целью доказать разумное существование мертвых в виде "бестелесных духов".

Без всякого на то основания утверждается, что когда Иисус умер, он проповедовал этим духам в темнице.

ОБЪЯСНЕНИЕ:

1. Как может "дух" возвратиться к Богу, который дал его (Еккл. 12:7) и, в то же время, быть заключенным в подземелье?

2. Слово "духи" никогда не обозначает бестелесных существ в Писании (см. сноску 17). Даже ангелы, которые называются духами в Евр. 1:7, являются телесными существами. Лот назвал их людьми (Быт. 19:1,8) а Иаков боролся с одним из них (Быт. 32:24). Подобным образом, апостол Иоанн поучает верующих: ". . .испытывайте духов. . ." (1Иоан 4:1), но тот же самый стих отождествляет этих духов со лжеапостолами.

3. "Духи в темнице" - это выражение, служащее для обозначения людей, находящихся в рабстве у греха и смерти. Темница имеет такой смысл в следующих местах:

а). "Я, Господь, призвал Тебя (Христа) . . . чтобы открыть глаза слепых, чтобы узников вывести из заключения и сидящих во тьме - из темницы" (Исайя 42:6,7).

б). "Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим, послал Меня проповедовать пленным освобождение и узникам - открытие темницы" (Ис. 61:1).

в). См. также Ефес. 2:1,2 - Павел говорит ефесянам о времени, когда они еще не были верующими: "И вас, мертвых по преступлениям и грехам вашим, в которых вы некогда жили, по обычаю мира сего, по воле князя, господствующего в воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления."

4. Толкования данного отрывка мормонами и евангелистами выглядят ложными, поскольку все они предполагают наличие некой удобной возможности для умерших отвечать на поучение. Писание говорит ясно: "И как человекам положено однажды умереть, а потом суд" (Евр. 9:27); ". . .не нисшедшие в могилу уповают на истину Твою" (Исайя 38:18); ". . .а мертвые ничего не знают" (Еккл. 9:5). Мертвые в 1Петр. 4:6 были живы когда им проповедовал Ной, но мертвы во время написания послания Петром.

5. Выражение "духи в темнице" говорит мормонам о многом. Мормоны практикуют крещения взамен только тех родственников, которые умерли, не имея евангельских знаний. Духи в темнице, однако, не были таковыми, но были непослушными, осужденными проповедованием Ноя (1Петр. 3:19,20 срав. 2Петр. 2:5; Евр. 11:7). Почему миссия Христа была ограничена проповедованием тем непослушным во дни Ноя (которые имели проповедника - Ноя) за счет всех остальных, не имеющих познания о Евангелии и умерших до и после времени Ноя?

6. Данный отрывок не утверждает, что Иисус лично проповедовал тем духам в темнице, но, скорее, "КОТОРЫМ он и находящимся в темнице духам, сошед, проповедовал" (ст. 19). То был "Дух Христов" в Ное, и именно им он проповедовал упомянутым духам в темнице (людям, живущим в рабстве греха и смерти) много лет до рождения Иисуса во дни царя Ирода (Матф. 2:1). Посредством Святого Духа, дававшегося пророкам, они могли говорить так, как-будто они являлись Христом. Рассмотрите следующие места:

а). "Ибо Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тление" (Псалм 15:10 срав. Деян. 2:26-27).

б). "Вот я и дети, которых дал мне Господь" (Исайя 8:18 срав. Евр. 2:13).

в). "Тело уготовал Мне" (Евр. 10:5 срав. Псал. 39:7).

На самом деле плоти и тела Христа не существовало в то время, когда данные слова были написаны. Дух Христов в пророках подвигал их на то, чтобы предвозвещать "Христовы страдания и последующую за ними славу" (1Петр. 1:11). Ной, "проповедник правды" (2Петр. 2:5), "получив откровение о том, что еще не было видимо, благоговея приготовил ковчег для спасения дома своего; ею осудил он (весь) мир, и сделался наследником праведности по вере" (Евр. 11:7).

7. Петр, находясь под вдохновением, рисует следующий образ. Он говорит: "Так и нас ныне подобное сему образу крещение . . . спасает. . ." (1Петр. 3:21). Вся человеческая раса выступает в качестве единого сообщества узников, обреченных на смерть из-за греха. Даже во время ожидания неотвратимого приговора они являются "всю жизнь подвержены рабству" (Евр. 2:15). Единственный путь спасения из этой темницы лежит через крещение во Иисуса Христа, прототипа спасительного ковчега. "Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись" (Гал. 3:27).


Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
Статистика
Copyright MyCorp © 2024 Сайт управляется системой uCoz